2021-2022 учебный год (Скачать)
2022-2023 учебный год (Скачать)
2023-2024 учебный год (Скачать)
Списки детей на домашнем обучении
Организация учебного процесса с учетом особых образовательных потребностей учащихся
На начало 2023-2024 учебного года открыто 19 инклюзивных классов, 34 ребенка из общего количества детей в школе получают образование согласно своим особым образовательным потребностям, из них 26 детей обучаются в инклюзивных классах и 8 детей получают индивидуальное бесплатное обучение на дому.
На конец 2023-2024 учебного года в школе открыто 18 инклюзивных классов. Количество детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивных классах составило 29 человек, обучающихся на дому 10 человек. Из них: по типовому учебному плану основного среднего образования для индивидуального бесплатного обучения на дому (по специальным учебным программам) обучается 3 учащихся, Алиева А. (5б класс), Сембекова А. (6в класс), Собкин А.(7а класс), по типовому учебному плану для индивидуального бесплатного обучения на дому учащихся с легким нарушением интеллекта обучается 5 учащихся, Ярков Д. (1б класс), Алпысов О.(2а класс), Морозова М., Морозова С.(5в класс), Муратова Д.(8б класс), по типовому учебному плану для индивидуального бесплатного обучения на дому учащихся с умеренным нарушением интеллекта обучается 2 учащихся, Дёмин А.(3б класс), Петренко Е.(7б класс).
В школе обучается 15 детей с инвалидностью (в том числе дети не входящие в список ООП).
Контингент детей с особыми образовательными потребностями
|
2023-2024 учебный год |
|||
Iпол. |
IIпол. |
|||
Количество детей с ООП по видам нарушения |
Общее кол-во детей с ООП |
34 |
39 |
|
Глухие |
|
|
||
Слабослышащие |
1 |
1 |
||
Слепые |
|
|
||
Слабовидящие |
|
|
||
С нарушениями речи |
|
|
||
Нарушение опорно-двигательного аппарата |
8 |
8 |
||
Гиперкинетическое расстройство поведения |
|
|
||
Задержка психического развития |
19 |
19 |
||
Аутизм/РАС |
|
|
||
Легкая умственная отсталость |
5 |
9 |
||
Умеренная умственная отсталость |
1 |
2 |
||
Другое |
|
|
||
Количество детей, обучающихся на дому |
8
|
10 |
||
Количество детей с ООП по уровням образования |
начального |
10 |
14 |
|
основного среднего |
15 |
14 |
||
общего среднего |
1
|
1 |
||
Количество детей, обучающихся на дому |
начального |
2 |
3 |
|
основного среднего |
6 |
7 |
||
общего среднего |
|
|
||
Организована работа службы психолого-педагогического сопровождения, а именно учителем-дефектологом, учителем-логопедом педагогом-психологом, педагогом-ассистентом, социальным педагогом и медицинским работником.
В конце первой четверти в состав службы психолого-педагогического сопровождения включен педагог-ассистент для сопровождения одного ученика в образовательном процессе. В начале третьей четверти добавлены дополнительные 0,5 ставки учителю-дефектологу и 0,5 ставки педагогу-ассистенту по решению ходатайства «ОШ № 13» в отдел образования г. Сарани управления образования Карагандинской области на основании заключений ПМПК учеников.
Охват учащихся с ООП услугами специалистов
Всего детей с ООП |
Охвачены СППС в школе в соответствии с рекомендациями ПМПК |
|||
дефектолога |
логопеда |
психолога |
педагога-ассистента |
|
29 |
19 |
18 |
6 |
2 |
В начале второго полугодия 2023-2024 учебного года внесены коррективы в учебный процесс и индивидуальный учебный план ученикам 3«А» , 4«В»,6 «Б», 9«Б» классов, обучающихся по индивидуальным учебным программам, на основании инструктивно-методического письма № 4.
А также, специалистами службы психолого-педагогического сопровождения в начале учебного года была составлена характеристика и даны рекомендации о необходимости получения консультации в ПМПК Марсалову Александру ученику 5 «А» класса. После согласия законным представителем на помощь в регистрации для получения психолого-медико-педагогической консультации, за октябрь 2023г. и в январь 2024г. обновленного заключения ПМПК не поступило. После двух индивидуальных родительских собраний при директоре и индивидуального посещения участковым инспектором получен письменный отказ на имя директора от организации учебной деятельности согласно заключению ПМПК №11\217 от 30.11.2022г. Марсалову Александру.
На основании письменного отказа законного представителя несовершеннолетнего учащегося с ООП обучающегося в 5 «А» классе с легким нарушением интеллекта Марсалова А.С. была необходимость вывести из списка детей с особыми образовательными потребностями. С дальнейшей организацией обучения, итоговой аттестацией, и о возможных последствиях законный представитель ознакомлен. Претензий к КГУ ОШ №13 не имеет.
В КГУ «ОШ № 13»в рамках организации инклюзивного образования ведется работа по: раннему выявлению учащихся с трудностями в обучении; оказанию психолого-педагогической помощи учащимся в преодолении школьных трудностей, эмоционально-волевых проблем; разработке и реализации индивидуальных программ развития; проектированию условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья субъектов образовательного процесса; оказанию помощи учащимся с ООП в досуговом самоопределении; оказанию помощи учащимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья; содействию субъектам образовательного процесса в формировании толерантного отношения к учащимся с ООП, способности к активному социальному взаимодействию; организации информационной поддержки субъектов образовательного процесса по основным направлениям деятельности службы; формированию и развитию информационно-методического и диагностического комплекса службы.
В рамках работы по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями, специалистами службы сопровождения проведена работа:
1. Плановое диагностирование учащихся в инклюзивных классах, надомного обучения, определение групп здоровья медицинским работником, определение уровня знаний, навыков детей специалистами.
2. Психологическая диагностика: диагностика уровня психического развития учащихся с ООП (познавательная сфера, эмоциональное благополучие, коммуникативные навыки и тд).
3. Педагогическая диагностика: диагностика школьных трудностей учащихся группы «риска», выявление детей с ООП направление на получение консультации в ПМПК.
4. Логопедическая диагностика: диагностика устной и письменной речи проблем учащихся.
5. Разработка и реализация индивидуально развивающих программ психолого-педагогического сопровождения
6. Составление электронного банка данных учащихся с ограниченными возможностями развития, банка данных учащихся, находящихся на надомном обучении.
Специалистами службы психолого-педагогического сопровождения проведены консультации с родителями и педагогами в рамках сопровождения и содружества в совместной работе:
- Индивидуальное консультирование педагогов по данным диагностического обследования.
- Внесение коррекционного компонента в учебные программы, консультирование педагогов по вопросам индивидуализации обучения детей с ООП.
-Консультация для учителей начальных классов на МО: «Каковы же ошибки, которые нас должны насторожить?» в работе по устранению письма у младших школьников.
-Консультация для учителей начальных классов на МО: «Особенности формирования грамматического строя речи у детей».
-Выступления на МО учителей школы потеме: «Об особенностях индивидуальной коррекционной работы в школе и семье».
- Рекомендации от педагога-психолога: «Как преодолеть тревожное состояние у ребенка».
-Индивидуальное консультирование родителей, по данным диагностического обследования.
-Разработка индивидуальных рекомендаций для родителей
-Выявление факторов риска в развитии детей, прогнозирование школьных трудностей (по запросам родителей).
На протяжении всего учебного 2023-2024 учебного года осуществлялось консультирование по вопросам организации инклюзивной практики в общеобразовательных школах. Заместителем директора курирующих инклюзивное образование и специалистами службы психолого-педагогического сопровождения транслировался опыт работы по сопровождению и обучению детей с особыми образовательными потребностями. Транслируемый опыт передавался путем проведения городских семинаров: «Взаимосвязь рекомендаций ПМПК с работой СППС», а так-же были проведены дебаты «Обучение на дому: за или против» с целью обмена субъективным опытом педагогов.
Общее количество педагогов школы составляет 48 педагогов, из них работающих в инклюзивных классах 45 человек. Количество педагогов прошедших курсы по инклюзивному образованию составляет 45 человек (95%), в 2023-2024 учебном году 11 педагогов прошли курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию. По проведенному мониторингу, а именно перспективному плану повышению квалификации педагогов в условиях развития инклюзивного образования необходимо обновить курс повышения квалификации 3 педагогам.
Кадровое обеспечение
Педагог-психолог |
Дефектолог |
Логопед |
Социальный педагог |
Медицинский работник |
Педагог-ассистент |
1,5ст./1чк. |
1,5ст./1чк. |
1,5ст./1чк. |
1ст./2чк. |
1,5ст./1чк. |
1,5ст./1чк. |
Курсовая подготовка участников образовательного процесса по вопросам реализации инклюзивной практики
Администрация |
Педагоги |
Специалисты СППС |
|||
всего |
охвачено |
всего |
охвачено |
всего |
охвачено |
6 |
6 |
37 |
34 |
5 |
5 |
В конце первого полугодия 2023-2024 учебного года завершился проект «От сверстника к сверстнику» организованный фондом «DARA» при поддержке ТОО «МАРС. Казахстан». Главным достижение данного проекта стала социализация учеников с особыми образовательными потребностями обучающихся на дому с одноклассниками и другими учениками обучающихся в общеобразовательной школе. Организация данного проекта предоставила учащимся возможность развивать уважение и толерантность путем принятия совместного участия в различных мероприятиях.
В летний период 2024 года запланирован ремонт входной группы центрального входа с целью расширения и большей доступности.
Материально-техническая база и оснащение школы
Звуковой маяк у входа |
Нескользкое покрытие на крыльце и входной площадке |
Пандус с поручнями с двух сторон |
Рельефные, тактильные полосы на лестницах |
Адаптированный санузел |
Подъемник |
Кабинеты специалистов |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Знак доступности |
Текстовое табло |
Динамик с радиостанцией |
Держатель для костылей |
Тактильные таблицы |
Дополнительные поручни на лестницах и пролетах |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Светоотражающие ленты на лестницах |
Библиотечный фонд (специальные учебники и пособия) |
- |
+ |
Специалистами службы психолого-педагогического сопровождения совместно с учителями организованна работа по реализации инклюзивного образования в классах согласно нормативно-правовым актам. В рамках организации адаптированного\индивидуального учебного процесса для детей обеспечивается качественное образование для каждого ученика без какой-либо дискриминации, которое достигается ориентированностью на имеющие возможности ученика и представление поддержки в учебном процессе тем, кто в ней нуждается.
Т.к. общее количество детей с ООП составляет 39 (100%) учащихся, то и данные высчитывались из общего количества детей с ООП в инклюзивных классах и обучающихся на домашнем обучении.
По адаптированным общеобразовательным программам на конец учебного года получают обучение 64,1% (25) учащихся. Адаптированная общеобразовательная программа разрабатывается самостоятельно педагогом с учетом возможности усвоения образовательной цели ребенком.
По общеобразовательным программам с индивидуальным подходом (специальные программы) обучается 7,69% (3) учащихся. Специальные программы предназначены для индивидуального бесплатного обучения на дому подразумевают только индивидуальный подход в процессе обучения т.е. организацию рабочего места, частую смену деятельности и др.
По индивидуальным учебным программам обучается 28,21% (11) учащихся. Индивидуальные программы обучения составляются исключительно для ребенка с легким или умеренным нарушением интеллекта, с учетом имеющихся знаний и навыков. Индивидуальная учебная программа по предмету, на ребенка с нарушением интеллекта, не ориентирована на выполнение ГОСО, а нацелена на индивидуальные возможности развития интеллекта.
Исходя из инструктивно-методического письма к правилам оценки особых образовательных потребностей для создания специальных условий обучения в организации образования, число обучающихся с особыми образовательными потребностями не должно превышать4 - 6% от общего колличества обучающихся в школе. На начало 2023-2024 учебного года количество детей с особыми образовательными потребностями составляет 4,82% от общего колличества обучающихся в школе. На конец второго полугодия 2023-2024 учебного года количество детей с особыми образовательными потребностями составляет 5,43% от общего колличества обучающихся в школе.
Результат реализации программ обучения показал, что:
1) у 71% учащихся с особыми образовательными потребностями отмечается положительная динамика в развитии;
2) 95% педагогов готовы к реализации инклюзивной практики.
Организация индивидуального бесплатного обучения на дому
Одна из целей, стоящих перед педагогическим коллективом, является цель по созданию условий и оказание помощи детям, находящимся на индивидуальном обучении, на дому в освоение индивидуальных или адаптированных\сокращенных образовательных программ.
Исходя из цели, учитывается индивидуальный подход в приведение учебно-воспитательного процесса и режима обучения учащегося, находящегося на индивидуальном обучении на дому в соответствии с их возрастными, индивидуально-психофизическими особенностями и состоянием здоровья. Обеспечивается рациональная и оптимальная организация целостного процесса обучения ребенка, основанного на преемственности содержания, форм, методов работы и требований к ребенку, учитывающих зону его актуального и ближайшего развития и соответствующих его состоянию здоровья. Организуется индивидуализация учебной нагрузки к индивидуальным функциональным возможностям ребенка. Создаются адаптированные/сокращенные/индивидуальные образовательные программы обучения детей с учетом их состояния здоровья, учебных возможностей.
Организация индивидуального обучения детей на дому осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, регулирующих организацию образования детей с особыми образовательными потребностями «Типовыми правилами деятельности видов специальных организаций образования для детей с ограниченными возможностями в развитии», утвержденными приказом МОН РК № 258 от 4.07.2013 г.; постановлением Правительства РК от 23.08.2012 года № 1080 «Об утверждении общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней» (начального, основного среднего, общего среднего образования), инструктивно-методическим письмом «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях (в том числе реализующих инклюзивное образование) Республики Казахстан в 2016 – 2017 уч. году» (от 17.06.2016 г.) и на основании заключений ВКК и ПМПК.
Анализ за первое полугодие показывает увеличение количества детей, находящихся на индивидуальном бесплатном обучении на дому.
На начало 2023-2024 учебного года на индивидуальном обучении на дому находилось 8 учеников, количественный состав контингента учащихся за полгода возрос до 10 человек.
Анализ по программам обучения, на начало учебного года по программе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата обучалось 5 детей, по индивидуальной программе с легким нарушением интеллекта обучалось 2 ребенка, с умеренным нарушением интеллекта 1 ребенок.
На начало второго полугодия данные изменились, общее количество детей обучающихся на дому составляет 10 человек. Организованно обучение на дому по программе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 3 детям, по индивидуальной программе с легким нарушением интеллекта 5 детям, с умеренным нарушением интеллекта 2 детям.
Ученик 1Б класса Ярков Дмитрий переведен с общеобразовательного инклюзивного класса на бесплатное индивидуальное обучение в соответствии с предоставленной справки ВКК и обновленного ПМПК.
Количество детей, обучающихся на дому |
начального |
1 полугодие |
2 полугодие |
2 |
3 |
||
основного среднего |
6 |
7 |
|
общего среднего |
0 |
0 |
В школе проводится работа по созданию здоровьесберегающих условий для осуществления обучения на дому: подбор педагогических кадров, индивидуализация и вариативность обучения в зависимости от состояния здоровья обучающегося.
В период учебного процесса с педагогами, с целью определения возникающих трудностей, оказывается методическая помощь. Родителям детей, обучающихся индивидуально, обеспечивается возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с текущими и итоговыми отметками учащихся.
В конце полугодий проведены индивидуальные родительские собрания по вопросу организации индивидуального бесплатного обучения на дому. С родителями детей были решены и внесены некоторые коррективы в расписании и форме организации процесса обучения на второе полугодие 2023-2024 учебного года.
Анализ исполнения плана работы
стажерской площадки по инклюзивному образованию
с магнитными школами города Сарани в 2023-2024 учебном году
В рамках исполнения Дорожной карты Карагандинской области по реализации Национального доклада «Качественное образование, доступное каждому», областного проекта Учебно-методического центра развития образования Карагандинской области «Развитие системы инклюзивного образования в Карагандинской области» КГУ «Общеобразовательная школа №13» определена стажерской площадкой по инклюзивному образованию. Деятельность стажерской площадки направлена на обеспечение методического, консультативно-информационного сопровождения организаций образования, развивающих инклюзивную практику в городе Сарани.
В рамках работы по данному направлению утвержден план работы стажерской площадки с магнитными школами года Сарани на 2023-2024 учебный год.
На основании плана работы в 2023-2024 учебном году на базе ОШ №13 осуществлялась методическая поддержка работы педагогов по разработке программ психолого-педагогического сопровождения, консультационная помощь в проектировании социально-психологической среды класса, способствующей обучению и развитию учащихся с особыми образовательными потребностями.
В первой четверти 2023-2024 учебного года согласно плану стажерской площадки организована работа по сопровождению магнитных школ в обучении детей с особыми образовательными потребностями по единым нормативно-правовым документам. С заместителями директоров, курирующих инклюзивное образование, изучены нормативные акты, методические рекомендации и инструктивные письма по организации и внедрения инклюзивного образования в общеобразовательных школах.
Во второй четверти 2023-2024 учебного года согласно плану стажерской площадки с целью обмена опытом и субъективным мнением были организованны дебаты на тему «Обучение на дому: за или против». Педагоги магнитных школ посредством аргументов высказывали свою точку зрения.
Во втором полугодии 2023-2024 учебного года специалистами службы психолого-педагогического сопровождения ОШ №13 был организован обучающий семинар «Взаимосвязь рекомендаций ПМПК с работой СППС» длязаместителей директоров, курирующих инклюзивное образование, специалистов службы психолого-педагогического сопровождения. Основной целью данного семинара являлось повышение профессиональной компетентности педагогов службы психолого-педагогического сопровождения в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, уточнения практических знаний в организации инклюзивного образования.
На протяжении учебного 2023-2024 учебного года стажерской площадкой ОШ №13 осуществлялось консультирование по вопросам организации инклюзивной практики в общеобразовательных школах. Заместителем директора, курирующим инклюзивное образование, и специалистами службы психолого-педагогического сопровождения транслировался опыт работы по сопровождению и обучению детей с особыми образовательными потребностями.