back-image
КГУ "Общеобразовательная школа №13"

Қазақ тілінің қолданылу аясын кеңейту

Қазақ тілінің қолдану аясын кеңейту, оның ішінде нашар көретіндер үшін қажетті жағдайлар жасау мақсатында Қазақстан Республикасы Ғылым және жоғары білім министрлігінің Тіл саясаты комитеті қазақ тіліндегі сөйлеуді синтездеу жобасын жүзеге асырды (экран дикторы)

screenreader.tilqazyna.kz
Организации> КГУ "Общеобразовательная школа №13"

Инклюзивное образование

 

 

2021-2022 учебный год (Скачать)

2022-2023 учебный год (Скачать)

2023-2024 учебный год (Скачать)

План работы (Скачать)

Списки детей с ООП

Списки детей на домашнем обучении

Инклюзия

 

Организация учебного процесса с учетом особых образовательных потребностей учащихся

 

На начало  2023-2024 учебного года  открыто 19 инклюзивных классов, 34 ребенка из общего количества детей в школе получают образование согласно своим особым образовательным потребностям, из них 26 детей обучаются в инклюзивных классах и 8 детей получают индивидуальное бесплатное обучение на дому.

На конец 2023-2024 учебного года в школе открыто 18 инклюзивных классов. Количество детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивных классах составило 29 человек, обучающихся на дому 10 человек. Из них: по типовому учебному плану основного среднего образования для индивидуального бесплатного обучения на дому (по специальным учебным программам) обучается 3 учащихся, Алиева А. (5б класс), Сембекова А. (6в класс), Собкин А.(7а класс), по типовому учебному плану для индивидуального бесплатного обучения на дому учащихся с легким нарушением интеллекта обучается 5 учащихся, Ярков Д. (1б класс), Алпысов О.(2а класс), Морозова М., Морозова С.(5в класс), Муратова Д.(8б класс), по типовому учебному плану для индивидуального бесплатного обучения на дому учащихся с умеренным нарушением интеллекта обучается 2 учащихся, Дёмин А.(3б класс), Петренко Е.(7б класс).

В школе обучается 15 детей с инвалидностью (в том числе дети не входящие в список ООП).

 

Контингент детей с особыми образовательными потребностями

 

 

2023-2024 учебный год

Iпол.

IIпол.

Количество детей с ООП по видам нарушения

Общее кол-во детей с ООП

34

39

Глухие

 

 

Слабослышащие

1

1

Слепые

 

 

Слабовидящие

 

 

С нарушениями речи

 

 

Нарушение опорно-двигательного аппарата

8

8

Гиперкинетическое расстройство поведения

 

 

Задержка психического развития

19

19

Аутизм/РАС

 

 

Легкая умственная отсталость

5

9

Умеренная умственная отсталость

1

2

Другое

 

 

 

Количество детей, обучающихся на дому

8

 

10

Количество детей с ООП по уровням образования

начального

10

14

основного среднего

15

14

общего среднего

1

 

1

Количество детей, обучающихся на дому

начального

2

3

основного среднего

6

7

общего среднего

 

 

         

 

Организована работа службы психолого-педагогического сопровождения, а именно учителем-дефектологом, учителем-логопедом педагогом-психологом, педагогом-ассистентом, социальным педагогом и медицинским работником.

В конце первой четверти в состав службы психолого-педагогического сопровождения включен педагог-ассистент для сопровождения одного ученика в образовательном процессе. В начале третьей четверти добавлены дополнительные 0,5 ставки учителю-дефектологу и 0,5 ставки педагогу-ассистенту по решению ходатайства «ОШ № 13» в отдел образования г. Сарани управления образования Карагандинской области на основании заключений ПМПК учеников.

 

Охват учащихся с ООП услугами специалистов

 

Всего детей с ООП

Охвачены СППС в школе в соответствии с рекомендациями ПМПК

дефектолога

логопеда

психолога

педагога-ассистента

29

19

18

6

2

 

В начале второго полугодия 2023-2024 учебного года внесены коррективы в учебный процесс и индивидуальный учебный план ученикам 3«А» , 4«В»,6 «Б», 9«Б» классов, обучающихся по индивидуальным учебным программам, на основании инструктивно-методического письма № 4.

А также, специалистами службы психолого-педагогического сопровождения в начале учебного года была составлена характеристика и  даны рекомендации о необходимости получения консультации в ПМПК Марсалову Александру ученику 5 «А» класса. После согласия законным представителем на помощь в регистрации для получения психолого-медико-педагогической консультации, за октябрь 2023г. и в январь 2024г. обновленного заключения ПМПК не поступило. После двух индивидуальных родительских собраний при директоре и индивидуального посещения участковым инспектором получен письменный отказ на имя директора от организации учебной деятельности согласно заключению ПМПК №11\217 от 30.11.2022г. Марсалову Александру.

На основании письменного отказа законного представителя несовершеннолетнего учащегося с ООП обучающегося в 5 «А» классе с легким нарушением интеллекта Марсалова А.С. была необходимость вывести из списка детей с особыми образовательными потребностями. С дальнейшей организацией обучения, итоговой аттестацией, и о возможных последствиях законный представитель ознакомлен. Претензий к КГУ ОШ №13 не имеет.

В КГУ «ОШ № 13»в рамках организации инклюзивного образования ведется работа по: раннему выявлению учащихся с трудностями в обучении; оказанию психолого-педагогической помощи учащимся в преодолении школьных трудностей, эмоционально-волевых проблем; разработке и реализации индивидуальных программ развития;  проектированию условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья субъектов образовательного процесса;  оказанию помощи учащимся с ООП в досуговом самоопределении; оказанию помощи учащимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья; содействию субъектам образовательного процесса в формировании толерантного отношения к учащимся с ООП, способности к активному социальному взаимодействию; организации информационной поддержки субъектов образовательного процесса по основным направлениям деятельности службы; формированию и развитию информационно-методического и диагностического комплекса службы.

В рамках работы по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями, специалистами службы сопровождения проведена работа:

1. Плановое диагностирование учащихся  в инклюзивных классах, надомного обучения, определение групп здоровья медицинским работником, определение уровня знаний, навыков детей специалистами.

2. Психологическая диагностика:  диагностика уровня психического развития учащихся с ООП (познавательная сфера, эмоциональное благополучие, коммуникативные навыки и тд). 

3. Педагогическая диагностика:  диагностика школьных трудностей учащихся группы «риска»,   выявление детей с ООП направление на получение консультации в ПМПК.

4. Логопедическая диагностика:  диагностика устной и письменной речи проблем учащихся.

5. Разработка и реализация индивидуально развивающих программ   психолого-педагогического сопровождения

6. Составление   электронного банка данных учащихся  с ограниченными возможностями  развития, банка данных учащихся, находящихся на надомном обучении.

Специалистами службы психолого-педагогического сопровождения проведены консультации с родителями и педагогами в рамках сопровождения и содружества в совместной работе:

- Индивидуальное консультирование педагогов по данным диагностического обследования.

- Внесение коррекционного компонента в учебные программы, консультирование педагогов по вопросам индивидуализации обучения детей с ООП.

-Консультация для учителей начальных классов на МО: «Каковы же ошибки, которые нас должны насторожить?» в работе по устранению письма у младших школьников.

-Консультация для учителей начальных классов на МО: «Особенности формирования грамматического строя речи у детей».

-Выступления на МО учителей школы потеме: «Об особенностях индивидуальной коррекционной работы в школе и семье».

 

- Рекомендации от педагога-психолога: «Как преодолеть тревожное состояние у ребенка».

-Индивидуальное консультирование родителей, по данным диагностического обследования.

-Разработка индивидуальных  рекомендаций  для родителей

-Выявление факторов риска в развитии детей, прогнозирование школьных трудностей (по запросам родителей).

             На протяжении всего учебного 2023-2024 учебного года осуществлялось консультирование по вопросам организации инклюзивной практики в общеобразовательных школах. Заместителем директора курирующих инклюзивное образование и специалистами службы психолого-педагогического сопровождения транслировался опыт работы по сопровождению и обучению детей с особыми образовательными потребностями. Транслируемый опыт передавался путем проведения городских семинаров: «Взаимосвязь рекомендаций ПМПК с работой СППС», а так-же были проведены дебаты «Обучение на дому: за или против» с целью обмена субъективным опытом педагогов.

Общее количество педагогов школы составляет 48 педагогов, из них работающих в инклюзивных классах 45 человек. Количество педагогов прошедших курсы по инклюзивному образованию составляет 45 человек (95%), в 2023-2024 учебном году 11 педагогов прошли курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию. По проведенному мониторингу, а именно перспективному плану повышению квалификации педагогов в условиях развития инклюзивного образования необходимо обновить курс повышения квалификации 3 педагогам.

 

Кадровое обеспечение

 

Педагог-психолог

Дефектолог

Логопед 

Социальный педагог

Медицинский работник

Педагог-ассистент

1,5ст./1чк.

1,5ст./1чк.

1,5ст./1чк.

1ст./2чк.

1,5ст./1чк.

1,5ст./1чк.

 

Курсовая подготовка участников образовательного процесса по вопросам реализации инклюзивной практики

 

Администрация 

Педагоги

Специалисты СППС

всего

охвачено

всего

охвачено

всего

охвачено

6

6

37

34

5

5

В конце первого полугодия 2023-2024 учебного года завершился проект «От сверстника к сверстнику» организованный фондом «DARA» при поддержке ТОО «МАРС. Казахстан». Главным достижение данного проекта стала социализация учеников с особыми образовательными потребностями обучающихся на дому с одноклассниками и другими учениками обучающихся в общеобразовательной школе. Организация данного проекта предоставила учащимся возможность развивать уважение и толерантность путем принятия совместного участия в различных мероприятиях.

В летний период 2024 года запланирован ремонт входной группы центрального входа с целью расширения и большей доступности.

 

 Материально-техническая база и оснащение школы

 

Звуковой маяк у входа

Нескользкое покрытие на крыльце и входной площадке

Пандус с поручнями с двух сторон

Рельефные, тактильные полосы на лестницах

Адаптированный санузел

Подъемник

Кабинеты специалистов

+

+

+

+

+

+

+

 

 

Знак доступности

Текстовое табло

Динамик с радиостанцией

Держатель для костылей

Тактильные таблицы

Дополнительные поручни на лестницах и пролетах

+

+

+

+

+

+

 

Светоотражающие ленты на лестницах

Библиотечный фонд (специальные учебники и пособия)

-

+

 

 

Специалистами службы психолого-педагогического сопровождения совместно с учителями организованна работа по реализации инклюзивного образования в классах согласно нормативно-правовым актам. В рамках организации адаптированного\индивидуального учебного процесса для детей обеспечивается  качественное образование для каждого ученика без какой-либо дискриминации, которое достигается ориентированностью на имеющие возможности ученика и представление поддержки в учебном процессе тем, кто в ней нуждается.

Т.к. общее количество детей с ООП составляет 39 (100%) учащихся, то и данные высчитывались из общего количества детей с ООП в инклюзивных классах и обучающихся на домашнем обучении.

По адаптированным общеобразовательным программам на конец учебного года получают обучение 64,1% (25)  учащихся. Адаптированная общеобразовательная программа разрабатывается самостоятельно педагогом с учетом возможности усвоения образовательной цели ребенком.

          По общеобразовательным программам с индивидуальным подходом (специальные программы) обучается 7,69% (3) учащихся. Специальные программы  предназначены для индивидуального бесплатного обучения на дому подразумевают только индивидуальный подход в процессе обучения т.е. организацию рабочего места, частую смену деятельности и др.

По индивидуальным учебным программам обучается 28,21% (11) учащихся. Индивидуальные программы обучения составляются исключительно для ребенка с легким или умеренным нарушением интеллекта, с учетом имеющихся знаний и навыков. Индивидуальная учебная программа по предмету, на ребенка с нарушением интеллекта, не ориентирована на выполнение ГОСО, а нацелена на индивидуальные возможности развития интеллекта.

Исходя из инструктивно-методического письма к правилам оценки особых образовательных потребностей для создания специальных условий обучения в организации образования, число обучающихся с особыми образовательными потребностями не должно превышать4 - 6% от общего колличества обучающихся в школе. На начало 2023-2024 учебного года количество детей с особыми образовательными потребностями составляет 4,82% от общего колличества обучающихся в школе. На конец второго полугодия 2023-2024 учебного года количество детей с особыми образовательными потребностями составляет 5,43% от общего колличества обучающихся в школе.

            Результат реализации программ обучения показал, что:

 1) у 71% учащихся с особыми образовательными потребностями отмечается положительная динамика в развитии;

2) 95% педагогов готовы к реализации инклюзивной практики.

 

Организация индивидуального бесплатного обучения на дому

Одна из целей, стоящих перед педагогическим коллективом, является цель по созданию условий и оказание помощи детям, находящимся на индивидуальном обучении, на дому в освоение индивидуальных или адаптированных\сокращенных образовательных программ.

Исходя из цели, учитывается индивидуальный подход в приведение учебно-воспитательного процесса и режима обучения учащегося, находящегося на индивидуальном обучении на дому в соответствии с их возрастными, индивидуально-психофизическими особенностями и состоянием здоровья. Обеспечивается рациональная и оптимальная организация целостного процесса обучения ребенка, основанного на преемственности содержания, форм, методов работы и требований к ребенку, учитывающих зону его актуального и ближайшего развития и соответствующих его состоянию здоровья. Организуется индивидуализация учебной нагрузки к индивидуальным функциональным возможностям ребенка. Создаются адаптированные/сокращенные/индивидуальные образовательные программы обучения детей с учетом их состояния здоровья, учебных возможностей.

Организация индивидуального обучения детей на дому осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, регулирующих организацию образования детей с особыми образовательными потребностями «Типовыми правилами деятельности видов специальных организаций образования для детей с ограниченными возможностями в развитии», утвержденными приказом МОН РК № 258 от 4.07.2013 г.; постановлением Правительства РК от 23.08.2012 года № 1080 «Об утверждении общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней» (начального, основного среднего, общего среднего образования), инструктивно-методическим письмом «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях (в том числе реализующих инклюзивное образование) Республики Казахстан в 2016 – 2017 уч. году» (от 17.06.2016 г.) и на основании заключений ВКК и ПМПК.

Анализ за первое полугодие показывает увеличение количества детей, находящихся на индивидуальном бесплатном обучении на дому.

На начало 2023-2024 учебного года на индивидуальном обучении на дому находилось 8 учеников, количественный состав контингента учащихся за полгода возрос до 10 человек.

 Анализ по программам обучения, на начало учебного года по программе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата обучалось 5 детей, по индивидуальной программе с легким нарушением интеллекта обучалось 2 ребенка, с умеренным нарушением интеллекта 1  ребенок.

На начало второго полугодия данные изменились, общее количество детей обучающихся на дому составляет 10 человек. Организованно обучение на дому по программе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 3 детям, по индивидуальной программе с легким нарушением интеллекта 5 детям, с умеренным нарушением интеллекта 2  детям.

Ученик 1Б класса Ярков Дмитрий переведен с общеобразовательного инклюзивного класса на бесплатное индивидуальное обучение в соответствии с предоставленной справки ВКК и обновленного ПМПК.

 

 

 

 

Количество детей, обучающихся на дому

 

начального

1 полугодие

2 полугодие

2

3

основного среднего

6

7

общего среднего

0

0

 

 

В школе проводится работа по созданию здоровьесберегающих условий для осуществления обучения на дому: подбор педагогических кадров, индивидуализация и вариативность обучения в зависимости от состояния здоровья обучающегося.

В период учебного процесса с педагогами, с целью определения возникающих трудностей, оказывается методическая помощь. Родителям детей, обучающихся индивидуально, обеспечивается возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с текущими и итоговыми отметками учащихся.

В конце полугодий проведены индивидуальные родительские собрания по вопросу организации индивидуального бесплатного обучения на дому. С родителями детей были решены и внесены некоторые коррективы в расписании и форме организации процесса обучения на второе полугодие 2023-2024 учебного года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ исполнения плана работы

стажерской площадки по инклюзивному образованию

с магнитными школами города Сарани в 2023-2024 учебном году

 

В рамках исполнения Дорожной карты Карагандинской области по реализации Национального доклада «Качественное образование, доступное каждому», областного проекта Учебно-методического центра развития образования Карагандинской области «Развитие системы инклюзивного образования в Карагандинской области» КГУ «Общеобразовательная                                        школа №13» определена стажерской площадкой по инклюзивному образованию. Деятельность стажерской площадки направлена на обеспечение методического, консультативно-информационного сопровождения организаций образования, развивающих инклюзивную практику в городе Сарани.

В рамках работы по данному направлению утвержден план работы стажерской площадки с магнитными школами года Сарани на 2023-2024 учебный год. 

          На основании плана работы в 2023-2024 учебном году на базе                            ОШ №13 осуществлялась методическая поддержка работы педагогов по разработке программ психолого-педагогического сопровождения, консультационная помощь в проектировании социально-психологической среды класса, способствующей обучению и развитию учащихся с особыми образовательными потребностями.

В первой четверти 2023-2024 учебного года согласно плану стажерской площадки организована работа по сопровождению магнитных школ в обучении детей с особыми образовательными потребностями по единым нормативно-правовым документам. С заместителями директоров,  курирующих инклюзивное образование,  изучены нормативные акты, методические рекомендации и инструктивные письма по организации и внедрения инклюзивного образования в общеобразовательных школах.

Во второй четверти 2023-2024 учебного года согласно плану стажерской площадки с целью обмена опытом и субъективным мнением были организованны дебаты на тему «Обучение на дому: за или против». Педагоги магнитных школ посредством аргументов высказывали свою точку зрения.

Во втором полугодии 2023-2024 учебного года специалистами службы психолого-педагогического сопровождения ОШ №13 был организован обучающий семинар «Взаимосвязь рекомендаций ПМПК с работой СППС» длязаместителей директоров, курирующих инклюзивное образование,  специалистов службы психолого-педагогического сопровождения. Основной целью данного семинара являлось повышение профессиональной компетентности педагогов службы психолого-педагогического сопровождения в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, уточнения практических знаний в организации инклюзивного образования.

На протяжении учебного 2023-2024 учебного года стажерской площадкой ОШ №13 осуществлялось консультирование по вопросам организации инклюзивной практики в общеобразовательных школах. Заместителем директора, курирующим инклюзивное образование, и специалистами службы психолого-педагогического сопровождения транслировался опыт работы по сопровождению и обучению детей с особыми образовательными потребностями.

Новости