Музыка– это не только источник радости и вдохновения, но и мощный инструмент в развитии речи у детей. Исследования показывают, что регулярное взаимодействие с музыкой способствует формированию правильного восприятия звуков, улучшает память и развивает навыки вербальной коммуникации. Как логопеды используют музыку в своей практике и как родители могут применять музыкальные методы для улучшения речевых навыков своего ребенка? Рассмотрим основные аспекты.
Роль правильного дыхания
Правильное речевое дыхание является основой для четкой дикции и плавной, выразительной речи. Оно обеспечивает достаточный запас воздуха для произнесения длинных фраз и помогает контролировать громкость и интонацию.
•Диафрагмальное дыхание: Детей учат дышать "животом", а не грудью. Это достигается упражнениями в положении лежа, когда при вдохе живот поднимается, а при выдохе опускается.
•Упражнения на выдох: Используются игры типа "Ветерок" (длительное и плавное дутье на свечу или вертушку) или "Листопад" (сдувание легких предметов с ладони), что помогает выработать длинный, равномерный выдох.
•Контроль воздушной струи: Упражнения, направленные на формирование целенаправленной воздушной струи, помогают избежать надувания щек во время речи, что делает ее более внятной.
Роль пения
Цель: Улучшение артикуляции, дикции, расширение словарного запаса и развитие слуха.
Пение способствует развитию голосового аппарата, укрепляет дыхательную мускулатуру и формирует правильные певческие навыки, которые затем переносятся в речь.
•Развитие слуха и голоса: Пение помогает развить музыкальный слух, чувство ритма и чистоту интонирования.
•Улучшение артикуляции и дикции: Работа над текстами песен, особенно с преобладанием гласных звуков (характерно для народных песен), помогает корректировать произношение и активизирует мышцы губ, языка и мягкого неба.
•Тренировка длительности дыхания: Плавное, протяжное пение (например, песен в медленном темпе) тренирует способность удерживать и правильно распределять дыхание на протяжении фразы.
Роль ритмических упражнений
Цель: Развитие общей и мелкой моторики, чувства ритма, что улучшает координацию движений и речи.
Ритмика (часто в сочетании с логопедической ритмикой) играет важную роль в общем развитии ребенка и координации движений, что напрямую связано с речевыми функциями.
•Координация речи и движения: Ритмические упражнения и движения под музыку помогают синхронизировать речь с движениями тела, что способствует формированию плавной и ритмичной речи.
•Развитие чувства ритма: Хорошо развитое чувство ритма является основой для правильного темпа речи, пауз и интонации.
•Общее развитие: Ритмика способствует улучшению нервно-психического состояния, координации движений и концентрации внимания, что положительно сказывается на всех аспектах развития речи.
Упражнения на координацию дыхания и голосообразования.
Пропеваем гласные звуки, постепенно увеличивая их количество (2, 3, 4 звука на одном выдохе) разными штрихами отрывисто и протяжнo.
«Капели»
Кап, кап, кап –
Капают капели. (а-а-а пропеваем отрывисто) .
То весна к нам пришла,
Птички прилетели,
Птички прилетели –
Песенки запели. (а--- поём протяжно).
«Синичка».
Ты, синичка, полетай,
С нами вместе поиграй!. (Ф-ууу! Ф-ууу) .
Фу---у
(У каждого ребёнка в левой руке маленькая птичка из цветной бумаги, прикреплённая к нитке, длиной 20-25 см. Подняв нитку с птичкой надо лбом, сложив губы трубочкой, дети, произнося звуки, делают выдох несколько раз. При этом птички подлетают вверх несколько раз.)
В конце дети подставляют ладонь, на которую сажают птичка устала.
Упражнения на пропевание гласных протяжно и отрывисто
«Укачиваем»
Уа-Уа, ах как девочка мала,
Уа-Уа, любит петь она с утра.
Уа-Уа, подпеваю ей сама,
Уа-Уа, говорить с ней нам пора.
Необходимо объяснить детям, что протяжно (legato) это когда звуки сливаются и плавно переходят один в другой.
Упражнения на силу голоса.
При слабом голосе можно использовать протяжное пропевание гласных с разной силой звука. Если ребёнок будет петь, а динамику, то есть f(громко) или p (тихо) музыкальный руководитель будет показывать руками, то его голос будет подчиняться этому движению. При слабом голосе необходимо петь мажорные энергичные песни с активным соответствующим дирижёрским жестом. Для развития силы голоса можно использовать следующие упражнения.
Пропевание на одной высоте изолированных звуков тихим и громким голосом:
«Эхо».
Мы в лесу гуляли,
Мы грибов набрали,
Где же наши детки,
Детки-малолетки?
А-у!
Пропевание слов и словосочетаний на усиление звука и ослаблении (затихание); с постепенным увеличением и уменьшением силы звучания
«Мотор»
Заводи мотор скорей и поедем веселей! РРРР…
«Кукушка»
Зелёная опушка,
Идём по холодку,
В лесу поёт кукушка:
«Ку-ку, ку-ку, ку-ку»
Упражнения на дыхание.
«Понюхай цветок».
Ребёнок распределяет дыхание в соответствии с музыкальной фразой. Представить, что каждый звук можно понюхать как цветок. Для этого собрать все пальцы вместе и втянуть воздух носом, а затем:
- понюхать, затем медленно и долго подуть на свои ладошки;
- понюхать и коротко выдохнуть на каждый пальчик;
- понюхать, подуть, но не до конца, а, задержав дыхание, выдуть до конца весь воздух.
То же самое можно сделать с использованием духовых музыкальных инструментов: свистулек, дудок и пр.
Вот какой, вот какой
Маленький цветочек мой.
Он фиалкою зовётся.
Пахнет солнцем и весной.
Пчёлки быстрые,
Ищут мёд в цветочках.
И над ними кружат,
Самолёты точно.
Упражнения - пение с повышением и понижением интонации (glissando).
Эти упражнения помогают работать над ощущением высоких и низких нот. При этом обязательно высоту звука показывать руками.
«Кошка».
Села кошка на окошко,
Дайте молока немножко:
Мяу, мяу, мяу, мяу. (с каждым последующем повторением интонация повышается)
«Барбос».
На дворе рычит Барбос.
Он гоняет рыжих ос:
Р -р-р-р (понижение интонации)
Отчего рычит Барбос?
Осы жалят его в нос:
Р Р Р Р Р (понижение интонации)
«Пчёлки».
Пчёлки-жужжалки,
Пчёлки-кусачки,
Я вам сейчас покажу:
Чтоб не кусались.
Чтоб не мешались,
Я вас сейчас накажу!
Ж Гав Ж Гав (повышение интонации от «ж» к «гав»)
Ж Гав Ж
Ж Гав Ж Гав
Ж Ж Гав
Также хорошим упражнением служит пение и подпевание знакомых песен, как со словами, так и напевание мелодии на удобный слог (ля-ля, там-парам и т. д.)

