back-image
КГУ «СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД «БАЛДЫРҒАН» ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ТЕМИРТАУ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАРАГАНДИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Расширение сферы применения казахского языка

Комитетом языковой политики Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан реализован проект синтеза речи на казахском языке (экранный диктор) с целью расширения сферы применения казахского языка, в том числе создания необходимых условий для слабовидящих.

screenreader.tilqazyna.kz
Организации> КГУ «СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД «БАЛДЫРҒАН» ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ТЕМИРТАУ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАРАГАНДИНСКОЙ ОБЛАСТИ
«Влияние музыки на речевое развитие детей с ООП»
27-11-2025 09:43
«Влияние музыки на речевое развитие детей с ООП»

Музыка– это не только источник радости и вдохновения, но и мощный инструмент в развитии речи у детей. Исследования показывают, что регулярное взаимодействие с музыкой способствует формированию правильного восприятия звуков, улучшает память и развивает навыки вербальной коммуникации. Как логопеды используют музыку в своей практике и как родители могут применять музыкальные методы для улучшения речевых навыков своего ребенка? Рассмотрим основные аспекты.

 

Роль правильного дыхания

Правильное речевое дыхание является основой для четкой дикции и плавной, выразительной речи. Оно обеспечивает достаточный запас воздуха для произнесения длинных фраз и помогает контролировать громкость и интонацию.

•Диафрагмальное дыхание: Детей учат дышать "животом", а не грудью. Это достигается упражнениями в положении лежа, когда при вдохе живот поднимается, а при выдохе опускается.

•Упражнения на выдох: Используются игры типа "Ветерок" (длительное и плавное дутье на свечу или вертушку) или "Листопад" (сдувание легких предметов с ладони), что помогает выработать длинный, равномерный выдох.

•Контроль воздушной струи: Упражнения, направленные на формирование целенаправленной воздушной струи, помогают избежать надувания щек во время речи, что делает ее более внятной.

 

Роль пения

Цель: Улучшение артикуляции, дикции, расширение словарного запаса и развитие слуха.

Пение способствует развитию голосового аппарата, укрепляет дыхательную мускулатуру и формирует правильные певческие навыки, которые затем переносятся в речь.

•Развитие слуха и голоса: Пение помогает развить музыкальный слух, чувство ритма и чистоту интонирования.

•Улучшение артикуляции и дикции: Работа над текстами песен, особенно с преобладанием гласных звуков (характерно для народных песен), помогает корректировать произношение и активизирует мышцы губ, языка и мягкого неба.

•Тренировка длительности дыхания: Плавное, протяжное пение (например, песен в медленном темпе) тренирует способность удерживать и правильно распределять дыхание на протяжении фразы.

 

Роль ритмических упражнений          

        Цель: Развитие общей и мелкой моторики, чувства ритма, что улучшает координацию движений и речи.

Ритмика (часто в сочетании с логопедической ритмикой) играет важную роль в общем развитии ребенка и координации движений, что напрямую связано с речевыми функциями.

•Координация речи и движения: Ритмические упражнения и движения под музыку помогают синхронизировать речь с движениями тела, что способствует формированию плавной и ритмичной речи.

•Развитие чувства ритма: Хорошо развитое чувство ритма является основой для правильного темпа речи, пауз и интонации.

•Общее развитие: Ритмика способствует улучшению нервно-психического состояния, координации движений и концентрации внимания, что положительно сказывается на всех аспектах развития речи.

 

Упражнения на координацию дыхания и голосообразования.

Пропеваем гласные звуки, постепенно увеличивая их количество (2, 3, 4 звука на одном выдохе) разными штрихами отрывисто и протяжнo.

«Капели»

Кап, кап, кап –

Капают капели. (а-а-а пропеваем отрывисто) .

То весна к нам пришла,

Птички прилетели,

Птички прилетели –

Песенки запели. (а--- поём протяжно).

«Синичка».

Ты, синичка, полетай,

С нами вместе поиграй!. (Ф-ууу! Ф-ууу) .

Фу---у

(У каждого ребёнка в левой руке маленькая птичка из цветной бумаги, прикреплённая к нитке, длиной 20-25 см. Подняв нитку с птичкой надо лбом, сложив губы трубочкой, дети, произнося звуки, делают выдох несколько раз. При этом птички подлетают вверх несколько раз.)

В конце дети подставляют ладонь, на которую сажают птичка устала.

 

Упражнения на пропевание гласных протяжно и отрывисто

«Укачиваем»

Уа-Уа, ах как девочка мала,

Уа-Уа, любит петь она с утра.

Уа-Уа, подпеваю ей сама,

Уа-Уа, говорить с ней нам пора.

Необходимо объяснить детям, что протяжно (legato) это когда звуки сливаются и плавно переходят один в другой.

 

Упражнения на силу голоса.

При слабом голосе можно использовать протяжное пропевание гласных с разной силой звука. Если ребёнок будет петь, а динамику, то есть f(громко) или p (тихо) музыкальный руководитель будет показывать руками, то его голос будет подчиняться этому движению. При слабом голосе необходимо петь мажорные энергичные песни с активным соответствующим дирижёрским жестом. Для развития силы голоса можно использовать следующие упражнения.

Пропевание на одной высоте изолированных звуков тихим и громким голосом:

«Эхо».

Мы в лесу гуляли,

Мы грибов набрали,

Где же наши детки,

Детки-малолетки?

А-у!

Пропевание слов и словосочетаний на усиление звука и ослаблении (затихание); с постепенным увеличением и уменьшением силы звучания

«Мотор»

Заводи мотор скорей и поедем веселей! РРРР…

«Кукушка»

Зелёная опушка,

Идём по холодку,

В лесу поёт кукушка:

«Ку-ку, ку-ку, ку-ку»

 

Упражнения на дыхание.

«Понюхай цветок».

Ребёнок распределяет дыхание в соответствии с музыкальной фразой. Представить, что каждый звук можно понюхать как цветок. Для этого собрать все пальцы вместе и втянуть воздух носом, а затем:

- понюхать, затем медленно и долго подуть на свои ладошки;

- понюхать и коротко выдохнуть на каждый пальчик;

- понюхать, подуть, но не до конца, а, задержав дыхание, выдуть до конца весь воздух.

То же самое можно сделать с использованием духовых музыкальных инструментов: свистулек, дудок и пр.

Вот какой, вот какой

Маленький цветочек мой.

Он фиалкою зовётся.

Пахнет солнцем и весной.

Пчёлки быстрые,

Ищут мёд в цветочках.

И над ними кружат,

Самолёты точно.

 

Упражнения - пение с повышением и понижением интонации (glissando).

Эти упражнения помогают работать над ощущением высоких и низких нот. При этом обязательно высоту звука показывать руками.

«Кошка».

Села кошка на окошко,

Дайте молока немножко:

Мяу, мяу, мяу, мяу. (с каждым последующем повторением интонация повышается)

«Барбос».

На дворе рычит Барбос.

Он гоняет рыжих ос:

Р -р-р-р (понижение интонации)

Отчего рычит Барбос?

Осы жалят его в нос:

Р Р Р Р Р (понижение интонации)

«Пчёлки».

Пчёлки-жужжалки,

Пчёлки-кусачки,

Я вам сейчас покажу:

Чтоб не кусались.

Чтоб не мешались,

Я вас сейчас накажу!

Ж Гав Ж Гав (повышение интонации от «ж» к «гав»)

Ж Гав Ж

Ж Гав Ж Гав

Ж Ж Гав

 

Также хорошим упражнением служит пение и подпевание знакомых песен, как со словами, так и напевание мелодии на удобный слог (ля-ля, там-парам и т. д.)

Новости