back-image
КГУ "Общеобразовательная школа №21"

Расширение сферы применения казахского языка

Комитетом языковой политики Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан реализован проект синтеза речи на казахском языке (экранный диктор) с целью расширения сферы применения казахского языка, в том числе создания необходимых условий для слабовидящих.

screenreader.tilqazyna.kz
Организации> КГУ "Общеобразовательная школа №21"
Информация для родителей
26-06-2022 20:00
Информация для родителей
Рекомендации для родителей по оказанию помощи подростку в выборе профессии
 
В школьные годы из огромного мира профессий выпускнику предстоитвыбратьту,котораябысоответствовалаинтересам,приносиларадостьидостойнооплачивалась.Выборбудущейпрофессии–задачанепростаяиочень ответственная. Выбирая профессию, человек выбирает судьбу, образжизни,социальнуюгруппу, ккоторой будет принадлежать.
 
Многиеродители,понимаяэто,стремятсяпомочьсвоемуребёнкув этомвыборе.
 
Родителимогутоказатьсамоебольшоевлияниенавыборбудущейпрофессиидлясвоихдетей.Потомучто,именнородители,наблюдаязадетьмиссамогодетства,достаточнохорошознаютихинтересыиспособности.Именнородителиявляютсявомногомпримеромдляподражания.Всемнамизвестныпримерытрудовыхдинастий,когданесколькопоколенийоднойсемьиработаютпооднойспециальности,ислучаи,когдакто-тостановится«педагогом,какмама»или«врачом,какпапа».
 
Опросывыпускников9-хи11-хклассовпоказывают,чтосоветродителей,членовсемьитрадиционнозанимает2-3местоврейтингефакторов,влияющихнавыборпрофессии,послефактора«Соответствиесобственным интересам,склонностям испособностям».
 
Важно,чтобыпомощьродителейносиланенавязчивый,рекомендательный характер, При этом важно учитывать не только личныепрофессиональныеинтересымолодыхлюдей,ноивостребованностьпрофессий (специальностей) на рынке труда.Только важно понимать – какиепрофессиина самомделевостребованные,анепрестижные или модные.
 
 
 
Зачастую родители в стремлении обеспечить благополучное будущеесвоимдетям,совершаюттипичныеошибки,кчислукоторыхотносятсяследующие:
 
 
 
ориентация на получение ребенком высшего образования; при этомнарыкетрудавостребованырабочиепрофессии,которыеможнополучитьвтехникумах и колледжах;
не владение информацией о тенденциях современного рынка труда,обизменении мирапрофессий, атакжесодержаниитруда;
ориентацияпривыборепрофессиинавозможностьполучениявысокой заработнойплаты.
 
 
Таккакжепомочьребенкувыбратьименно«ту» профессию?
 
Главное - отдавать себе отчет в том, что вы лишь помогаете ребенкуопределиться, а вовсе не определяетесь вместо него. Помогаете - потому чтомногиедетив14-16летещепсихологическинеготовысделатьвыборсамостоятельно,болеетого,значительнаячастьихиспытываетстрахперед
 
 
 
необходимостью принятия решения.И растерянность подростка, когда емувдругпредлагаютопределитьсявтакомархиважномвопросе,вполнепонятна.
 
Для детей ценно, что по трудному пути самоопределения они идут неодни,чторядомнаходитсявзрослый,которыйподдержитвтруднуюминутуипоможет,какойбыпутьониневыбрали.Этоощущениепридаетуверенностьвсвоихсилахипобуждаеткдостижениям,теперьуженеучебным,а профессиональным.
 
Такчтоврядлиродителямстоиттакужрассчитыватьнаполнуюсамостоятельность ребенка в выборе профессии. С другой стороны, нельзяполностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно,чтобы принятие решения лежало полностью на школьнике. Само ощущение,чтоданнуюпрофессиюонвыбралсам,значительностимулируетегокпродвижениюпо пути профессионального развития.
 
 
 
Стратегиявыборапрофессии:
 
1.Проанализироватьтриосновныхфактора,чтобынайтиоптимальныеварианты иреализоватьсвой планвдействие.
 
Первыйфактор«Хочу»:Помочьподростку оценитьегоинтересы исклонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он,чемхотелбызаниматься каждый трудовойдень.
 
Второй фактор «Могу»: Познакомить ребенка с требованиями, которыеможетпредъявитьвыбраннаяимпрофессия.Помочьемувыявитьспособности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, какможноприменить их к выбираемой профессии.
 
Третийфактор«Надо»:Обсудитьсподростком,насколькореальнонайти работу по выбранной профессии, в каких учебных заведениях можнополучить интересующуюего специальность.
 
Какиеприемыиспособыможноприменитьвсопровожденииподростка?
 
Шаг1.Расширяйтезнанияопрофессиональноммире.Чтобывыбирать,нужнознать,изчеговыбирать.Междутем,очевидно,чтожизненныйопытподросткаограничен,егопредставленияотрудовойдеятельностиотрывочны,аподчасинереалистичны.Например,многиестаршеклассникиутверждают,чтособираютсястатьменеджерами,нонавопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Задача родителя -выступитьэкспертом,поделитьсятойинформацией,которойонвладеет:рассказать,чтопредставляетсобойтаилиинаяпрофессия,какиеограниченияонанакладывает.Однимизинтереснейшихспособовтакогопознанияможетстатьучастиевразличныхсобытияхгорода,района,поселка,края:ярмарки,дниоткрытыхдверей,фестивали,акции,форумы
 
 
 
профессий, конкурсы. Участвуя в подобных мероприятиях, есть возможностьнетолькоузнатьосуществованиикакихлибопрофессий,ноипознакомитьсяс ихпредставителями.
 
Шаг 2.Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынкетруда,оновыхиперспективныхспециальностях.Вэтоммогутпомочьежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а такжеинтернет-сайты.
 
Шаг3.Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами.Всемызнаем,чтоподросткидовольноскептическиотносятсякмнениювзрослых,особеннородителей.Гораздоважнеенепосредственныйопыт.Еслиребенказаинтересовалакакая-топрофессия,родителимогутпредложитьему«порепетировать»еевпрофильномкружке,секции,программе.
Новости