Информация для родителей
Рекомендации для родителей по оказанию помощи подростку в выборе профессии
В школьные годы из огромного мира профессий выпускнику предстоитвыбратьту,котораябысоответствовалаинтересам,приносиларадостьидостойнооплачивалась.Выборбудущейпрофессии–задачанепростаяиочень ответственная. Выбирая профессию, человек выбирает судьбу, образжизни,социальнуюгруппу, ккоторой будет принадлежать.
Многиеродители,понимаяэто,стремятсяпомочьсвоемуребёнкув этомвыборе.
Родителимогутоказатьсамоебольшоевлияниенавыборбудущейпрофессиидлясвоихдетей.Потомучто,именнородители,наблюдаязадетьмиссамогодетства,достаточнохорошознаютихинтересыиспособности.Именнородителиявляютсявомногомпримеромдляподражания.Всемнамизвестныпримерытрудовыхдинастий,когданесколькопоколенийоднойсемьиработаютпооднойспециальности,ислучаи,когдакто-тостановится«педагогом,какмама»или«врачом,какпапа».
Опросывыпускников9-хи11-хклассовпоказывают,чтосоветродителей,членовсемьитрадиционнозанимает2-3местоврейтингефакторов,влияющихнавыборпрофессии,послефактора«Соответствиесобственным интересам,склонностям испособностям».
Важно,чтобыпомощьродителейносиланенавязчивый,рекомендательный характер, При этом важно учитывать не только личныепрофессиональныеинтересымолодыхлюдей,ноивостребованностьпрофессий (специальностей) на рынке труда.Только важно понимать – какиепрофессиина самомделевостребованные,анепрестижные или модные.
Зачастую родители в стремлении обеспечить благополучное будущеесвоимдетям,совершаюттипичныеошибки,кчислукоторыхотносятсяследующие:
ориентация на получение ребенком высшего образования; при этомнарыкетрудавостребованырабочиепрофессии,которыеможнополучитьвтехникумах и колледжах;
не владение информацией о тенденциях современного рынка труда,обизменении мирапрофессий, атакжесодержаниитруда;
ориентацияпривыборепрофессиинавозможностьполучениявысокой заработнойплаты.
Таккакжепомочьребенкувыбратьименно«ту» профессию?
Главное - отдавать себе отчет в том, что вы лишь помогаете ребенкуопределиться, а вовсе не определяетесь вместо него. Помогаете - потому чтомногиедетив14-16летещепсихологическинеготовысделатьвыборсамостоятельно,болеетого,значительнаячастьихиспытываетстрахперед
необходимостью принятия решения.И растерянность подростка, когда емувдругпредлагаютопределитьсявтакомархиважномвопросе,вполнепонятна.
Для детей ценно, что по трудному пути самоопределения они идут неодни,чторядомнаходитсявзрослый,которыйподдержитвтруднуюминутуипоможет,какойбыпутьониневыбрали.Этоощущениепридаетуверенностьвсвоихсилахипобуждаеткдостижениям,теперьуженеучебным,а профессиональным.
Такчтоврядлиродителямстоиттакужрассчитыватьнаполнуюсамостоятельность ребенка в выборе профессии. С другой стороны, нельзяполностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно,чтобы принятие решения лежало полностью на школьнике. Само ощущение,чтоданнуюпрофессиюонвыбралсам,значительностимулируетегокпродвижениюпо пути профессионального развития.
Стратегиявыборапрофессии:
1.Проанализироватьтриосновныхфактора,чтобынайтиоптимальныеварианты иреализоватьсвой планвдействие.
Первыйфактор«Хочу»:Помочьподростку оценитьегоинтересы исклонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он,чемхотелбызаниматься каждый трудовойдень.
Второй фактор «Могу»: Познакомить ребенка с требованиями, которыеможетпредъявитьвыбраннаяимпрофессия.Помочьемувыявитьспособности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, какможноприменить их к выбираемой профессии.
Третийфактор«Надо»:Обсудитьсподростком,насколькореальнонайти работу по выбранной профессии, в каких учебных заведениях можнополучить интересующуюего специальность.
Какиеприемыиспособыможноприменитьвсопровожденииподростка?
Шаг1.Расширяйтезнанияопрофессиональноммире.Чтобывыбирать,нужнознать,изчеговыбирать.Междутем,очевидно,чтожизненныйопытподросткаограничен,егопредставленияотрудовойдеятельностиотрывочны,аподчасинереалистичны.Например,многиестаршеклассникиутверждают,чтособираютсястатьменеджерами,нонавопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Задача родителя -выступитьэкспертом,поделитьсятойинформацией,которойонвладеет:рассказать,чтопредставляетсобойтаилиинаяпрофессия,какиеограниченияонанакладывает.Однимизинтереснейшихспособовтакогопознанияможетстатьучастиевразличныхсобытияхгорода,района,поселка,края:ярмарки,дниоткрытыхдверей,фестивали,акции,форумы
профессий, конкурсы. Участвуя в подобных мероприятиях, есть возможностьнетолькоузнатьосуществованиикакихлибопрофессий,ноипознакомитьсяс ихпредставителями.
Шаг 2.Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынкетруда,оновыхиперспективныхспециальностях.Вэтоммогутпомочьежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а такжеинтернет-сайты.
Шаг3.Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами.Всемызнаем,чтоподросткидовольноскептическиотносятсякмнениювзрослых,особеннородителей.Гораздоважнеенепосредственныйопыт.Еслиребенказаинтересовалакакая-топрофессия,родителимогутпредложитьему«порепетировать»еевпрофильномкружке,секции,программе.