back-image
КГУ "Общеобразовательная школа №21"
Организации> КГУ "Общеобразовательная школа №21"
Рекомендации для родителей по оказанию помощи подростку в выборе професси
09-10-2022 08:54
Рекомендации для родителей по оказанию помощи подростку в выборе професси
В школьные годы из огромного мира профессий выпускнику предстоит выбрать ту, которая бы соответствовала интересам, приносила радость и достойно оплачивалась. Выбор будущей профессии – задача непростая и очень ответственная. Выбирая профессию, человек выбирает судьбу, образ жизни, социальную группу, к которой будет принадлежать.
Многие родители, понимая это, стремятся помочь своему ребёнку в этом выборе.
Родители могут оказать самое большое влияние на выбор будущей профессии для своих детей. Потому что, именно родители, наблюдая за детьми с самого детства, достаточно хорошо знают их интересы и способности. Именно родители являются во многом примером для подражания. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «педагогом, как мама» или «врачом, как папа».
Опросы выпускников 9-х и 11-х классов показывают, что совет родителей, членов семьи традиционно занимает 2-3 место в рейтинге факторов, влияющих на выбор профессии, после фактора «Соответствие собственным интересам, склонностям и способностям».
Важно,чтобы помощь родителей носила ненавязчивый, рекомендательный характер, При этом важно учитывать не только личные профессиональные интересы молодых людей, но и востребованность профессий (специальностей) на рынке труда.Только важно понимать – какие профессии на самом деле востребованные, а не престижные или модные.
 
Зачастую родители в стремлении обеспечить благополучное будущее своим детям, совершают типичные ошибки, к числу которых относятся следующие:
 
ориентация на получение ребенком высшего образования; при этом на рыке труда востребованы рабочие профессии, которые можно получить в техникумах и колледжах;
не владение информацией о тенденциях современного рынка труда, об изменении мира профессий, а также содержании труда;
ориентацияпри выборе профессии на возможность получения высокой заработной платы.
 
Так как же помочь ребенку выбрать именно «ту» профессию?
Главное - отдавать себе отчет в том, что вы лишь помогаете ребенку определиться, а вовсе не определяетесь вместо него. Помогаете - потому что многие дети в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед
 
необходимостью принятия решения.И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна.
Для детей ценно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям, теперь уже не учебным, а профессиональным.
Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы принятие решения лежало полностью на школьнике. Само ощущение, что данную профессию он выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.
 
Стратегия выбора профессии:
1. Проанализировать три основных фактора, чтобы найти оптимальные варианты и реализовать свой план в действие.
Первый фактор «Хочу»: Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый трудовой день.
Второй фактор «Могу»: Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.
Третий фактор «Надо»: Обсудить с подростком, насколько реально найти работу по выбранной профессии, в каких учебных заведениях можно получить интересующую его специальность.
Какие приемы и способы можно применить в сопровождении подростка?
Шаг 1. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать,нужно знать, из чего выбирать. Между тем, очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает. Одним из интереснейших способов такого познания может стать участие в различных событиях города, района, поселка, края: ярмарки, дни открытых дверей, фестивали, акции, форумы
 
профессий, конкурсы. Участвуя в подобных мероприятиях, есть возможность не только узнать о существовании каких либо профессий, но и познакомиться с их представителями.
Шаг 2.Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональны
Новости