back-image
КГУ "Общеобразовательная школа №21"

Расширение сферы применения казахского языка

Комитетом языковой политики Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан реализован проект синтеза речи на казахском языке (экранный диктор) с целью расширения сферы применения казахского языка, в том числе создания необходимых условий для слабовидящих.

screenreader.tilqazyna.kz
Организации> КГУ "Общеобразовательная школа №21"
Выписка из Методических рекомендаций по стратегии построения системы непрерывной профориентации обучающихся, разработанных Академией имени И.Алтынсарина
24-09-2025 21:39
Выписка из Методических рекомендаций по стратегии построения системы  непрерывной профориентации обучающихся, разработанных Академией имени И.Алтынсарина

Профессиональная ориентация – система мероприятий, направленных на подготовку обучающихся в реализации его прав в области образовательных и профессиональных возможностей, свободном и осознанном выборе профессии и места учебы в соответствии с профессиональными интересами.

Ранняя профориентация школьников становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства.

Профориентационную работу среди обучающихся в Казахстане проводят организации среднего образования с координацией местных исполнительных органов.

Согласно приказу Министра образования и науки РК от 13 июля 2009 года № 338 «Об утверждении типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц» профориентационная работа

·         координируется заместителем директора по профильному обучению

·         педагогами-психологами

·         а также всеми педагогами – в рамках выполнения требований государственного образовательного стандарта.

31 марта 2022 года в приказ внесены дополнения о введении должности педагога-профориентатора, ответственного за организационно методическое руководство профориентационной работой в школе

«HR+» (asppm.kz) - Автоматизированная система психолого-педагогического мониторинга – это современная платформа для школьных психологов и классных руководителей.

По итогам тестирования специалисты-психологи оказывают консультационную поддержку детям, их родителям и педагогам по развитию потенциала ребенка и выбору будущей профессии.

С учетом функционирующей системы образования в Республике Казахстан предполагается целесообразным выстроить систему непрерывной профориентации обучающихся организаций среднего образования по уровням получения среднего образования:

 − уровень начального образования (начальное школьное звено) – 1-4 классы;

− уровень младших классов средней общеобразовательной школы (младшее школьное звено) – 5-7 классы;

− уровень средних классов средней общеобразовательной школы (среднее школьное звено) – 8-9 классы;

− уровень старших классов средней общеобразовательной школы (старшее школьное звено) – 10-11 классы.

Профориентационную работу в организациях среднего образования распределить следующим образом:

- начальные классы (1-4): классный руководитель при общей координации и консультации педагога-профориентатора и педагога-психолога;

- младшие классы (5-7): классные руководители с помощью социального педагога, педагогов-предметников при общей координации и консультации педагога-профориентатора и педагога-психолога;

- средние классы (8-9): педагог-профориентатор с помощью педагога психолога, социального педагога, классного руководителя и педагогов предметников;

- старшие классы (10-11): педагог-профориентатор с помощью педагога психолога, социального педагога, классного руководителя и педагогов предметников

Особенность работы по профессиональной ориентации со школьниками:

1-4 классы: развитие внутренних психологических ресурсов ребенка, ведущую роль играет игровая, творческая, поисковая, исследовательская профессиональная деятельность

Цели ранней профориентации школьников 1-4 классов: расширить первоначальные представления о месте труда в жизни каждого человека; детализировать базовые понятия о разных профессиях

5-7 классы: расширение знаний о мире профессий и предоставление возможности сделать первые шаги в сторону выбора профессии.

Цель профориентационной работы на этом этапе: получение компетенций:

- развитие у школьников личностного смысла в приобретении опыта и интереса к профессии;

 - представления о собственных интересах, возможностях и способностях;

- приобретение первоначального опыта в различных сферах социально профессиональной практики.

8-9 классы: начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии

Школьным психологом, совместно с педагогом-профориентатором, педагогами-предметниками, проводятся консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, формируют начальные навыки и умения школьников в вопросе профессионального самоопределения.

Цели и задачи профориентационной работы в данный период обучения: оказание обучающимся психолого-педагогической поддержки в проектировании версий будущей профессии, продолжение обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы.

10-11 классы: Основнаяцель профессиональной ориентационной подготовки является коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Одним из важных направлений профориентационной работы с обучающимися 10-11 классов является диагностика их интересов, склонностей, профессиональных предпочтений, личностных особенностей

Новости