
Профессиональная ориентация – система мероприятий, направленных на подготовку обучающихся в реализации его прав в области образовательных и профессиональных возможностей, свободном и осознанном выборе профессии и места учебы в соответствии с профессиональными интересами.
Ранняя профориентация школьников становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства.
Профориентационную работу среди обучающихся в Казахстане проводят организации среднего образования с координацией местных исполнительных органов.
Согласно приказу Министра образования и науки РК от 13 июля 2009 года № 338 «Об утверждении типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц» профориентационная работа
· координируется заместителем директора по профильному обучению
· педагогами-психологами
· а также всеми педагогами – в рамках выполнения требований государственного образовательного стандарта.
31 марта 2022 года в приказ внесены дополнения о введении должности педагога-профориентатора, ответственного за организационно методическое руководство профориентационной работой в школе
«HR+» (asppm.kz) - Автоматизированная система психолого-педагогического мониторинга – это современная платформа для школьных психологов и классных руководителей.
По итогам тестирования специалисты-психологи оказывают консультационную поддержку детям, их родителям и педагогам по развитию потенциала ребенка и выбору будущей профессии.
С учетом функционирующей системы образования в Республике Казахстан предполагается целесообразным выстроить систему непрерывной профориентации обучающихся организаций среднего образования по уровням получения среднего образования:
− уровень начального образования (начальное школьное звено) – 1-4 классы;
− уровень младших классов средней общеобразовательной школы (младшее школьное звено) – 5-7 классы;
− уровень средних классов средней общеобразовательной школы (среднее школьное звено) – 8-9 классы;
− уровень старших классов средней общеобразовательной школы (старшее школьное звено) – 10-11 классы.
Профориентационную работу в организациях среднего образования распределить следующим образом:
- начальные классы (1-4): классный руководитель при общей координации и консультации педагога-профориентатора и педагога-психолога;
- младшие классы (5-7): классные руководители с помощью социального педагога, педагогов-предметников при общей координации и консультации педагога-профориентатора и педагога-психолога;
- средние классы (8-9): педагог-профориентатор с помощью педагога психолога, социального педагога, классного руководителя и педагогов предметников;
- старшие классы (10-11): педагог-профориентатор с помощью педагога психолога, социального педагога, классного руководителя и педагогов предметников
Особенность работы по профессиональной ориентации со школьниками:
1-4 классы: развитие внутренних психологических ресурсов ребенка, ведущую роль играет игровая, творческая, поисковая, исследовательская профессиональная деятельность
Цели ранней профориентации школьников 1-4 классов: расширить первоначальные представления о месте труда в жизни каждого человека; детализировать базовые понятия о разных профессиях
5-7 классы: расширение знаний о мире профессий и предоставление возможности сделать первые шаги в сторону выбора профессии.
Цель профориентационной работы на этом этапе: получение компетенций:
- развитие у школьников личностного смысла в приобретении опыта и интереса к профессии;
- представления о собственных интересах, возможностях и способностях;
- приобретение первоначального опыта в различных сферах социально профессиональной практики.
8-9 классы: начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии
Школьным психологом, совместно с педагогом-профориентатором, педагогами-предметниками, проводятся консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, формируют начальные навыки и умения школьников в вопросе профессионального самоопределения.
Цели и задачи профориентационной работы в данный период обучения: оказание обучающимся психолого-педагогической поддержки в проектировании версий будущей профессии, продолжение обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы.
10-11 классы: Основнаяцель профессиональной ориентационной подготовки является коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Одним из важных направлений профориентационной работы с обучающимися 10-11 классов является диагностика их интересов, склонностей, профессиональных предпочтений, личностных особенностей