back-image
КГУ "Общеобразовательная школа №21"

Расширение сферы применения казахского языка

Комитетом языковой политики Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан реализован проект синтеза речи на казахском языке (экранный диктор) с целью расширения сферы применения казахского языка, в том числе создания необходимых условий для слабовидящих.

screenreader.tilqazyna.kz
Организации> КГУ "Общеобразовательная школа №21"
СПРАВКА
30-09-2025 07:36
СПРАВКА

Анализ результатов анкетирования учащихся 11 классов

 «Профессиональные потребности выпускников»

  25.09.25 г.

В рамках исследования была проведена анкета среди учеников 11 классов с целью выявления их профессиональных предпочтений, уровня уверенности в выборе направления обучения и потребность в поддержке в процессе поступления в высшие учебные заведения.

Анкетирование проходило в онлайн – формате, через Google-form.  В анкетировании приняли участие 32 респондента из 61, что составило -  52,5 %.

Среди опрошенных школьников наблюдается следующая тенденция:

Выбор направления для поступления в вуз.

 Самая большая группа (40,6%) находится в состоянии неопределенности относительно своего будущего и не определилась с направлением будущей профессии. Основные трудности связаны с выбором направления и экзаменационной подготовкой. Но при этом демонстрируется высокий интерес к поступлению в высшие учебные заведения. Среди тех, кто сделал выбор преобладают технические и гуманитарные специальности, они являются самыми популярными (по 18,8%). Это говорит о высокой потребности в профориентации и консультациях по выбору будущей профессии, а также указывает, что у учащихся спрос на знания в области культуры, языков, социальных аспектов, а также на технические и естественные науки, STEM-специальности. 

Это указывает на спрос несмотря на то, что актуальны в современном обществе и на рынке труда эти специальностиполучили наименьшую поддержку (11,1%), что может указывать на возможные стереотипы об этих профессиях.  Специализации в сфере искусства и дизайна, социальных и естественных наук также привлекают внимание респондентов, но в меньшей степени. Например, социальные науки выбирает 22,2% участников, а искусство и дизайн — 11,1%.  Интерес к спорту составляет 19,6%, что подчеркивает важность учащимся продолжить то, что уже ими выбрано, а вот   5,6% респондентов не смогли определиться с выбором специальности.

Более половины опрошенных (56,3%) в целом уверены в своем выборе. Однако 40,6% находятся в процессе обдумывания или имеют несколько альтернатив. Это подтверждает, что процесс принятия решения еще не завершен для значительной части учащихся.

Подавляющее большинство (78,1%) планируют поступать в институт (ВУЗ), в то время как колледж рассматривает лишь 21,9%. Военное заведение не выбрал никто. Это показывает, что получение высшего образования является приоритетом.

Приоритетом номер один являются содержание обучения (37,5%), а не репутация или стоимость. Высокий процент выбирают другие факторы (34,4%), а значит это требует дополнительного изучения, но может включать такие аспекты, как условия обучения, возможности трудоустройства, внеучебная деятельность. Низкий процент (3,1%) ориентируется на стоимость обучения и надеется на бюджетные места.

Самым востребованным видом помощи являются подготовительные курсы (31,0%), что коррелирует с их главной проблемой (экзамены). Поддержка родителей (21,9%) и консультации (15,6%) также важны. Высокий процент нуждается в других видах помощи" (28,1%), и снова указывает на необходимость уточнения потребностей.

Самый серьезный источник стресса для учащихся – это экзамены и тесты (40,6%). На втором месте находится неопределенность с выбором (21,9%), что логично следует из вопроса №1. Абитуриентам нужна интенсивная подготовка и профориентационная поддержка.

Только 28,1% готовятся целенаправленно к поступлению. Более 70% опрошенных либо готовятся неуверенно, либо не готовятся вовсе. Это создает серьезный разрыв между высоким уровнем беспокойства об экзаменах и низким уровнем реальной подготовки.

На основании анализа можно дать следующие рекомендации:

  1. Необходимо усиление профориентации: Необходимо проводить мероприятия, направленные на помощь 40,6% неопределившихся (тестирование, консультации, дни открытых дверей с детальным обзором специальностей).
  2. Фокусироваться на подготовку к поступлению: Учитывая, что экзамены (40,6%) — главная проблема, а подготовительные курсы (31%) — главная потребность, следует активно предлагать и продвигать качественные подготовительные программы.
  3. Информационная кампания: Учитывая приоритет специальностей (37,5%), рекламная и информационная работа должна быть сосредоточена не на репутации ВУЗа, а на подробном описании программ, учебных планов и карьерных перспектив.

 

Справку подготовила профориентатор Гришина В.В

Новости