back-image
КГУ "Общеобразовательная школа имени Сабита Муканова"

Расширение сферы применения казахского языка

Комитетом языковой политики Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан реализован проект синтеза речи на казахском языке (экранный диктор) с целью расширения сферы применения казахского языка, в том числе создания необходимых условий для слабовидящих.

screenreader.tilqazyna.kz
Организации> КГУ "Общеобразовательная школа имени Сабита Муканова"
Календарно – тематический план на 2022-2023 учебный год дебатный клуб «Достық»
26-02-2023 11:47
Календарно – тематический план на 2022-2023 учебный год дебатный клуб «Достық»

КЕЛІСІЛГЕН                                                                                                       БЕКІТЕМІН

СОГЛАСОВАНО                                                                                               УТВЕРЖДАЮ

дир.орынбасары                                                                                            мектеп директоры

Зам.директора по УВР                                                  КММ «ЖББМ С.Муқанов атындағы»

 Рахимова О.В. ___________                                                  Бопежанова Э.К. __________

« ___» ________ 2022                                                                        «___» ___________ 2022

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 -2023 оқу жылына арналған

күнтізбелік тақырыптық жоспары

 

Календарно – тематический план

на 2022-2023 учебный год

дебатный клуб «Достық»

Руководитель: Рахимова О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

Жить - значит участвовать в диалоге:

вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться...

В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью:

глазами, губами, руками, душой, духом, всем телом, поступками.

М. Бахтин

 

Игра “Дебаты” - это признанная во всем мире технология, подразумевающая использование комплекса различных методик и методических приемов при подготовке, проведении и анализе игры. Данная технология позволяет развивать коммуникативные способности и формировать разнообразные навыки, необходимые для ведения диалога, дискуссии:

  1. развитие критического мышления
  2. развитие коммуникативной культуры
  3. формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательств и и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации)
  4. формирование организационных навыков
  5. формирование перцептивных навыков (умение слушать) и ведение записей.

Данная программа полностью соответствует требованиям, так как базируется на системно-деятельностном подходе, обеспечивая:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся”.

Данная программа будет способствовать достижению личностных результатов (готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности) и метапредметных результатов, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

 

 

Количество часов: 34 часа.

 

Особенности проведения занятий: длительность занятия – 1 учебный час в неделю

 

Цель программы:развитие индивидуальной концепции обучающихся. 

Задачи:

1) адаптация в мире современных коммуникаций; 

2) развитие речевых приѐмов;  

3) формирование навыков конструктивного общения; 

4) овладение технологиями социального лидерства; 

5) воспитание информационной культуры;

6) поиск и освоение новых путей организации коммуникации и самовоспитания в учебно-воспитательном процессе.

Основными принципами дебатов являются: обучение, честность, уважение.

Технология «Дебаты» позволяет приобрести навыки и умения:

1) логического и критического мышления;

2) концентрации на определенной проблеме;

3) организации совместной деятельности;

4) сбора и осмысления разнообразной информации;

5) формирования и отстаивания собственной позиции;

6) публичных выступлений;

7) грамотного диалогического общения и взаимообучения. 

В рабочей программе определены система занятий, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.

Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать обучающимся ясные представления о проблемах современного мира.

Игра «Дебаты» помогает подросткам развить умения критически мыслить, рассуждать, продуктивно организовывать процесс дискуссии.

«Дебаты» формируют готовность противостоять «информационному зомбированию» и умение самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию. Игра позволяет тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, отрабатывать умения ведения дискуссии и отстаивания собственной точки зрения, слышать и правильно воспринимать другого человека, помогает достичь понимания того, что другая позиция тоже имеет право на существование.

Как командная, игра учит взаимодействию, работе в команде, развивает умение делиться с участниками команды своими идеями и соображениями, помогать и поддерживать друг друга.

Форма отчета клуба - организация и проведение дебатных турниров, публичное выступление, где ученики применяют умения и навыки, приобретенные на занятиях клуба «Дебаты».

II.        Содержание курса

Рабочая программа включает следующие разделы:

1. Теоретические основы дебатов (теоретическая  часть)

Введение: актуальности курса, история дебатов, цели и принципы игры, роли участников, утверждающая и отрицающая сторона.

Как готовиться к дебатам?

1. Построение кейса (определение понятий, позиция (философия) команды и выдвижение критериев, мозговой штурм).

2. Создание аргумента, логическая целостность выступления, связь аргумента и критерия, практическая работа.

3. Сбор фактов, обработка информации, роль фактов при построении речи.

4. Позиции в игре: роли спикеров, утверждающая и отрицающая сторона, практическая работа.

5. Перекрѐстные вопросы: какими бывают вопросы, цель раунда перекрѐстных вопросов, ответы.

6. Мини-дебаты: игра по заданной теме, обсуждение. 

2. Организация и проведение дебатных турниров (практическая часть)

Для работы клуба используются  технические средства обучения, аудио-, видеотехники.

Раздел I. Теоретические основы дебатов.

Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особый вид дискуссии, проводимой по строгим формальным правилам. В основе лежит резолюция (тема дебатов), которая всегда формулируется в виде утвердительного предложения. Участники должны склонить судей и зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения. Этого добиваются путем предоставления своих аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывание противников. В командах может быть различное количество участников (чаще 2-6).

Существует несколько вариантов командных и индивидуальных дебатов, в которых возможно либо только произнесение речей, либо добавляется возможность участия в перекрестной дискуссии, но обсуждение всегда организовано как столкновение двух противоположных позиций.      

Основополагающими принципами организации дебатов являются честность и уважение партнеров, а самый главный принцип – «проигравших нет!»  Действующие лица:         Команды (состоят из игроков-спикеров) – утверждающие защищают тему, отрицающие – опровергают.        

Судьи – решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции; ведут протокол игры, в котором отмечают области столкновения позиций; указывают сильные и слабые стороны выступления спикеров.   

Таймкипер – следит за соблюдением регламента и правил игры.  

Тренер (тьютор) – обычно учитель (реже – опытные ученики-дебатеры, прошедшие полный курс подготовки).      

Отличительными признаками дебатов являются: соблюдение строгого временного лимита, четкие ролевые предписания, разнообразие и объективность критериев оценки.

Подготовка и проведение игры в «Дебаты»

1. Встреча команд: обсуждение и выбор темы-тезиса.

2. Тема должна соответствовать следующим условиям: четкость в формулировке, отсутствие разночтения, перспективность для обсуждения, значимость для участников и зрителей. Кроме того, тезис должен звучать так, чтобы простым прибавлением частицы «не» из него могло получиться противоположное утверждение.

3. Правила игры: ход игры, время выступления спикеров, роль таймкипера, обсуждение поведения на игре.

4. Самостоятельная работа команд: формирование кейса – системы аспектов, аргументов, поддержек, которые пригодятся команде для доказательства правильности и обоснованности своей позиции. Поиск и отбор необходимой информации, посещение консультаций. Подготовка демонстрационных материалов (таблиц, карт, схем). Заготовка речи спикера по заданной теме.

5. Судейство в дебатах: роль  судьи, что оценивает судейский протокол, практическая работа – оценивание речи спикера.

6. Практическое занятие: мини-дебаты по заданной теме, обсуждение.

7. Подготовка к игре: повторение пройденного материала, выбор темы, распределение ролей, формирование команд, распределение спикеров.

8. Игра в «Дебаты» по заданной теме. Итог работы и поощрение игроков. 

Организация и проведение дебатных турниров (практическая часть) 

Предлагаемые темы для дебатов:

1. Детские организации – лучший путь воспитать личность.

2. Альтернативная энергия может эффективно заменить ископаемое топливо.

3. В городе жить лучше, чем в деревне.

4. Интернет - враг или помощник.

5. DressKod оправдан.

6. СМИ – свободу слова или жесткий контроль государства.

7. Граждане Республики Казахстан имеют возможность участвовать в корректировке законов.

8. Учащейся молодежи нужна материальная поддержка государства.

9. Социальное неравенство между подростками существует.

10. Проблема взаимоотношений между детьми и родителями разрешима.

11. Каждый сегодняшний подросток может стать руководителем государства.

12. Кредитная карта - вред или польза?

13. Будущее за роботами?

III.       Требования к уровню подготовки обучающихся и планируемые результаты освоения программы

В результате прохождения работы клуба «Дебаты» учащиеся приобретает опыт по следующим позициям: 

1) работа в команде;

2) отстаивания своей позиции и вхождения в позицию оппонента;

3) терпимость к различным взглядам;

4) опыт публичного выступления;  

Самостоятельная работа с информацией из периодических изданий, книг, Интернета и т.д., работа в команде через участие в игре «Дебаты».

Обучающийся будет знать правила игры в «Дебаты».

Обучающийся сумеет организовывать свои мысли при составлении публичного выступления, приобретѐт уверенность в себе во время устных выступлений на занятиях, сумеет оценить предел своим знаниям по определѐнной теме, терпимо относится к различным взглядам, находить их сильные и слабые стороны, самостоятельно работать с информацией, критично к ней относится. 

Результативность работы клуба оценивается по данным психологического мониторинга коммуникативных навыков обучающихся.

Используемые диагностические методики:

-Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичной профориентации.

-Умение говорить и слушать.

-Стратегия выхода из конфликтных ситуаций.

-Диагностика межличностных отношений.

Мониторинг осуществляется в три этапа: старт-контроль (в начале проекта); flash- контроль (после каждой игры); финиш-котроль (при завершении проекта).

Методика проведения дебатов


Дебаты - интеллектуальная игра для старших школьников, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, пытаясь убедить жюри в своей правоте. Образовательный смысл дебатов состоит в том, что принимающие в них участие учащиеся приобретают важнейшие способности:

  • обосновывать позицию, используя достоверную аргументацию,
  • анализировать полученную информацию и концентрироваться на сути проблемы,
  • устанавливать логические связи между явлениями,
  • различать факты и точки зрения, выявлять ошибки, фальсификации и стереотипы.
     

Календарно тематическое планирование

№/п

Тема занятия

Кол-во часов

дата

1

Понятие «дебаты», «парламентские дебаты».

1

08.09

2

Принципы, участники, основные элементы дебатов. Навыки и стили дебатов.

1

15.09

3

Тренинг «Американский Парламентский формат (АПФ)». Роли спикеров

1

22.09

4

Регламент и правила, обязанности спикеров.

1

29.09

5

Формулировка, анализ и определение темы.

1

06.10

6

Построение кейса и виды кейсов в формате АПФ

1

13.10

7

Утверждающий кейс.

 

20.10

8

Интерпретация и определение темы.

1

27.10

9

Обоснование и конструирование кейса.

1

03.11

10

Дебаты на тему «12-летнее образование в Казахстане. «За» и «против».

1

10.11

11

Показательная игра. Рестораны быстрого питания приносят больше вреда, чем пользы. Согласитесь или нет? Разбор речей спикеров

1

17.11

12

Стратегии «отрицания». Как построить отрицание

1

24.11

13

Разработка аргумента. Мозговой штурм.

1

08.12

14

Тренировочная игра Генная инженерия: вред или польза

1

15.12

15

Доказательство в дебатах.

1

22.12

16

Типы рассуждений в дебатах.

1

19.01

17

Перекрестные вопросы в дебатах.

1

26.01

18

Цели перекрестных вопросов во время дебатов.

1

02.02

19

Школьный дебатный турнир Общественные работы должны быть обязательными в средняя школа

1

09.02.

20

Просмотр показательных игр республиканского уровня

1

16.02

21

Семинар: «Как правильно выстроить речь спикера»

1

23.02

22

Семинар на тему: «Роль дебатов для современного школьника»

1

02.03

23

Тренинг «Британский Парламентский формат (БПФ)»

1

09.03

24

Построение кейса в формате БПФ

1

16.03

25

Роли столов и спикеров в формате БПФ

1

06.04

26

Показательная игра. Дебаты на тему «Обязательная служба в армии должна быть отменена». Разбор речей спикеров27.04

1

13.04

27

Тренировочная игра Дебаты на тему «Цензура средств массовой информации аморальна: «за» и «против»

1

20.04

28

Роль голоса и мимики в речи спикера.

1

04.05

29

Практическое занятие «Написание кейса»

1

11.05

30

Подведение итогов года.

1

18.05

 

Перечень учебно-методического обеспечения:

  1. Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам Учебное пособие для педагогов и учащихся.  
  2. Школьный кабинет; 
  3. парты и стулья; 
  4. доска;
  5. зал для проведения игр;
  6. компьютер с доступом в ИНТЕРНЕТ, принтер; 

 

 

 

Список  литературы

  1. Дебаты/пособие для учащихся и педагогов/. М.: Наука, 2019, при поддержке Фонда Сороса и Института «Открытое Общество»;
  2. Пашкевич С. Дебатный Клуб старшеклассников/пособие для начинающего тренера/. Екатеринбург, Дом Учителя, 2018;
  3. Website Internet, home-page Worldwide Web at hhpt: //www./osi. hu. /debate/. 
  4. Бернс Р. Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. /Общ. ред. и вступ. ст. В. Пилиповского, М.: Просвещение, 2016.
  5. Буева, Л. Человек: деятельность и общение. М.: Просвещение, 2018.
  6. Кан-Калик В. Грамматика общения. М: Просвещение, 2015.
  7. Маленкова Л. Культура общения или искусство диалога. Программа воспитания школьников. М.: Ноосфера, 2016.
  8. Миславский Ю. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Просвещение, 2018.

http://doc20vek.ru/node/1428

Новости