КЕЛІСІЛГЕН БЕКІТЕМІН
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
дир.орынбасары мектеп директоры
Зам.директора по УВР КММ «ЖББМ С.Муқанов атындағы»
Рахимова О.В. ___________ Бопежанова Э.К. __________
« ___» ________ 2022 «___» ___________ 2022
2022 -2023 оқу жылына арналған
күнтізбелік тақырыптық жоспары
Календарно – тематический план
на 2022-2023 учебный год
дебатный клуб «Достық»
Руководитель: Рахимова О.В.
Пояснительная записка.
Жить - значит участвовать в диалоге:
вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться...
В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью:
глазами, губами, руками, душой, духом, всем телом, поступками.
М. Бахтин
Игра “Дебаты” - это признанная во всем мире технология, подразумевающая использование комплекса различных методик и методических приемов при подготовке, проведении и анализе игры. Данная технология позволяет развивать коммуникативные способности и формировать разнообразные навыки, необходимые для ведения диалога, дискуссии:
- развитие критического мышления
- развитие коммуникативной культуры
- формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательств и и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации)
- формирование организационных навыков
- формирование перцептивных навыков (умение слушать) и ведение записей.
Данная программа полностью соответствует требованиям, так как базируется на системно-деятельностном подходе, обеспечивая:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся”.
Данная программа будет способствовать достижению личностных результатов (готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности) и метапредметных результатов, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Количество часов: 34 часа.
Особенности проведения занятий: длительность занятия – 1 учебный час в неделю
Цель программы:развитие индивидуальной концепции обучающихся.
Задачи:
1) адаптация в мире современных коммуникаций;
2) развитие речевых приѐмов;
3) формирование навыков конструктивного общения;
4) овладение технологиями социального лидерства;
5) воспитание информационной культуры;
6) поиск и освоение новых путей организации коммуникации и самовоспитания в учебно-воспитательном процессе.
Основными принципами дебатов являются: обучение, честность, уважение.
Технология «Дебаты» позволяет приобрести навыки и умения:
1) логического и критического мышления;
2) концентрации на определенной проблеме;
3) организации совместной деятельности;
4) сбора и осмысления разнообразной информации;
5) формирования и отстаивания собственной позиции;
6) публичных выступлений;
7) грамотного диалогического общения и взаимообучения.
В рабочей программе определены система занятий, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.
Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать обучающимся ясные представления о проблемах современного мира.
Игра «Дебаты» помогает подросткам развить умения критически мыслить, рассуждать, продуктивно организовывать процесс дискуссии.
«Дебаты» формируют готовность противостоять «информационному зомбированию» и умение самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию. Игра позволяет тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, отрабатывать умения ведения дискуссии и отстаивания собственной точки зрения, слышать и правильно воспринимать другого человека, помогает достичь понимания того, что другая позиция тоже имеет право на существование.
Как командная, игра учит взаимодействию, работе в команде, развивает умение делиться с участниками команды своими идеями и соображениями, помогать и поддерживать друг друга.
Форма отчета клуба - организация и проведение дебатных турниров, публичное выступление, где ученики применяют умения и навыки, приобретенные на занятиях клуба «Дебаты».
II. Содержание курса
Рабочая программа включает следующие разделы:
1. Теоретические основы дебатов (теоретическая часть)
Введение: актуальности курса, история дебатов, цели и принципы игры, роли участников, утверждающая и отрицающая сторона.
Как готовиться к дебатам?
1. Построение кейса (определение понятий, позиция (философия) команды и выдвижение критериев, мозговой штурм).
2. Создание аргумента, логическая целостность выступления, связь аргумента и критерия, практическая работа.
3. Сбор фактов, обработка информации, роль фактов при построении речи.
4. Позиции в игре: роли спикеров, утверждающая и отрицающая сторона, практическая работа.
5. Перекрѐстные вопросы: какими бывают вопросы, цель раунда перекрѐстных вопросов, ответы.
6. Мини-дебаты: игра по заданной теме, обсуждение.
2. Организация и проведение дебатных турниров (практическая часть)
Для работы клуба используются технические средства обучения, аудио-, видеотехники.
Раздел I. Теоретические основы дебатов.
Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особый вид дискуссии, проводимой по строгим формальным правилам. В основе лежит резолюция (тема дебатов), которая всегда формулируется в виде утвердительного предложения. Участники должны склонить судей и зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения. Этого добиваются путем предоставления своих аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывание противников. В командах может быть различное количество участников (чаще 2-6).
Существует несколько вариантов командных и индивидуальных дебатов, в которых возможно либо только произнесение речей, либо добавляется возможность участия в перекрестной дискуссии, но обсуждение всегда организовано как столкновение двух противоположных позиций.
Основополагающими принципами организации дебатов являются честность и уважение партнеров, а самый главный принцип – «проигравших нет!» Действующие лица: Команды (состоят из игроков-спикеров) – утверждающие защищают тему, отрицающие – опровергают.
Судьи – решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции; ведут протокол игры, в котором отмечают области столкновения позиций; указывают сильные и слабые стороны выступления спикеров.
Таймкипер – следит за соблюдением регламента и правил игры.
Тренер (тьютор) – обычно учитель (реже – опытные ученики-дебатеры, прошедшие полный курс подготовки).
Отличительными признаками дебатов являются: соблюдение строгого временного лимита, четкие ролевые предписания, разнообразие и объективность критериев оценки.
Подготовка и проведение игры в «Дебаты»
1. Встреча команд: обсуждение и выбор темы-тезиса.
2. Тема должна соответствовать следующим условиям: четкость в формулировке, отсутствие разночтения, перспективность для обсуждения, значимость для участников и зрителей. Кроме того, тезис должен звучать так, чтобы простым прибавлением частицы «не» из него могло получиться противоположное утверждение.
3. Правила игры: ход игры, время выступления спикеров, роль таймкипера, обсуждение поведения на игре.
4. Самостоятельная работа команд: формирование кейса – системы аспектов, аргументов, поддержек, которые пригодятся команде для доказательства правильности и обоснованности своей позиции. Поиск и отбор необходимой информации, посещение консультаций. Подготовка демонстрационных материалов (таблиц, карт, схем). Заготовка речи спикера по заданной теме.
5. Судейство в дебатах: роль судьи, что оценивает судейский протокол, практическая работа – оценивание речи спикера.
6. Практическое занятие: мини-дебаты по заданной теме, обсуждение.
7. Подготовка к игре: повторение пройденного материала, выбор темы, распределение ролей, формирование команд, распределение спикеров.
8. Игра в «Дебаты» по заданной теме. Итог работы и поощрение игроков.
Организация и проведение дебатных турниров (практическая часть)
Предлагаемые темы для дебатов:
1. Детские организации – лучший путь воспитать личность.
2. Альтернативная энергия может эффективно заменить ископаемое топливо.
3. В городе жить лучше, чем в деревне.
4. Интернет - враг или помощник.
5. DressKod оправдан.
6. СМИ – свободу слова или жесткий контроль государства.
7. Граждане Республики Казахстан имеют возможность участвовать в корректировке законов.
8. Учащейся молодежи нужна материальная поддержка государства.
9. Социальное неравенство между подростками существует.
10. Проблема взаимоотношений между детьми и родителями разрешима.
11. Каждый сегодняшний подросток может стать руководителем государства.
12. Кредитная карта - вред или польза?
13. Будущее за роботами?
III. Требования к уровню подготовки обучающихся и планируемые результаты освоения программы
В результате прохождения работы клуба «Дебаты» учащиеся приобретает опыт по следующим позициям:
1) работа в команде;
2) отстаивания своей позиции и вхождения в позицию оппонента;
3) терпимость к различным взглядам;
4) опыт публичного выступления;
Самостоятельная работа с информацией из периодических изданий, книг, Интернета и т.д., работа в команде через участие в игре «Дебаты».
Обучающийся будет знать правила игры в «Дебаты».
Обучающийся сумеет организовывать свои мысли при составлении публичного выступления, приобретѐт уверенность в себе во время устных выступлений на занятиях, сумеет оценить предел своим знаниям по определѐнной теме, терпимо относится к различным взглядам, находить их сильные и слабые стороны, самостоятельно работать с информацией, критично к ней относится.
Результативность работы клуба оценивается по данным психологического мониторинга коммуникативных навыков обучающихся.
Используемые диагностические методики:
-Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичной профориентации.
-Умение говорить и слушать.
-Стратегия выхода из конфликтных ситуаций.
-Диагностика межличностных отношений.
Мониторинг осуществляется в три этапа: старт-контроль (в начале проекта); flash- контроль (после каждой игры); финиш-котроль (при завершении проекта).
Методика проведения дебатов
Дебаты - интеллектуальная игра для старших школьников, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, пытаясь убедить жюри в своей правоте. Образовательный смысл дебатов состоит в том, что принимающие в них участие учащиеся приобретают важнейшие способности:
- обосновывать позицию, используя достоверную аргументацию,
- анализировать полученную информацию и концентрироваться на сути проблемы,
- устанавливать логические связи между явлениями,
-
различать факты и точки зрения, выявлять ошибки, фальсификации и стереотипы.
Календарно тематическое планирование
№/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
дата |
1 |
Понятие «дебаты», «парламентские дебаты». |
1 |
08.09 |
2 |
Принципы, участники, основные элементы дебатов. Навыки и стили дебатов. |
1 |
15.09 |
3 |
Тренинг «Американский Парламентский формат (АПФ)». Роли спикеров |
1 |
22.09 |
4 |
Регламент и правила, обязанности спикеров. |
1 |
29.09 |
5 |
Формулировка, анализ и определение темы. |
1 |
06.10 |
6 |
Построение кейса и виды кейсов в формате АПФ |
1 |
13.10 |
7 |
Утверждающий кейс. |
|
20.10 |
8 |
Интерпретация и определение темы. |
1 |
27.10 |
9 |
Обоснование и конструирование кейса. |
1 |
03.11 |
10 |
Дебаты на тему «12-летнее образование в Казахстане. «За» и «против». |
1 |
10.11 |
11 |
Показательная игра. Рестораны быстрого питания приносят больше вреда, чем пользы. Согласитесь или нет? Разбор речей спикеров |
1 |
17.11 |
12 |
Стратегии «отрицания». Как построить отрицание |
1 |
24.11 |
13 |
Разработка аргумента. Мозговой штурм. |
1 |
08.12 |
14 |
Тренировочная игра Генная инженерия: вред или польза |
1 |
15.12 |
15 |
Доказательство в дебатах. |
1 |
22.12 |
16 |
Типы рассуждений в дебатах. |
1 |
19.01 |
17 |
Перекрестные вопросы в дебатах. |
1 |
26.01 |
18 |
Цели перекрестных вопросов во время дебатов. |
1 |
02.02 |
19 |
Школьный дебатный турнир Общественные работы должны быть обязательными в средняя школа |
1 |
09.02. |
20 |
Просмотр показательных игр республиканского уровня |
1 |
16.02 |
21 |
Семинар: «Как правильно выстроить речь спикера» |
1 |
23.02 |
22 |
Семинар на тему: «Роль дебатов для современного школьника» |
1 |
02.03 |
23 |
Тренинг «Британский Парламентский формат (БПФ)» |
1 |
09.03 |
24 |
Построение кейса в формате БПФ |
1 |
16.03 |
25 |
Роли столов и спикеров в формате БПФ |
1 |
06.04 |
26 |
Показательная игра. Дебаты на тему «Обязательная служба в армии должна быть отменена». Разбор речей спикеров27.04 |
1 |
13.04 |
27 |
Тренировочная игра Дебаты на тему «Цензура средств массовой информации аморальна: «за» и «против» |
1 |
20.04 |
28 |
Роль голоса и мимики в речи спикера. |
1 |
04.05 |
29 |
Практическое занятие «Написание кейса» |
1 |
11.05 |
30 |
Подведение итогов года. |
1 |
18.05 |
Перечень учебно-методического обеспечения:
- Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам Учебное пособие для педагогов и учащихся.
- Школьный кабинет;
- парты и стулья;
- доска;
- зал для проведения игр;
- компьютер с доступом в ИНТЕРНЕТ, принтер;
Список литературы
- Дебаты/пособие для учащихся и педагогов/. М.: Наука, 2019, при поддержке Фонда Сороса и Института «Открытое Общество»;
- Пашкевич С. Дебатный Клуб старшеклассников/пособие для начинающего тренера/. Екатеринбург, Дом Учителя, 2018;
- Website Internet, home-page Worldwide Web at hhpt: //www./osi. hu. /debate/.
- Бернс Р. Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. /Общ. ред. и вступ. ст. В. Пилиповского, М.: Просвещение, 2016.
- Буева, Л. Человек: деятельность и общение. М.: Просвещение, 2018.
- Кан-Калик В. Грамматика общения. М: Просвещение, 2015.
- Маленкова Л. Культура общения или искусство диалога. Программа воспитания школьников. М.: Ноосфера, 2016.
- Миславский Ю. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Просвещение, 2018.