back-image
"Р. Қошқарбаев атындағы жалпы білім беретін мектебі" КММ

Қазақ тілінің қолданылу аясын кеңейту

Қазақ тілінің қолдану аясын кеңейту, оның ішінде нашар көретіндер үшін қажетті жағдайлар жасау мақсатында Қазақстан Республикасы Ғылым және жоғары білім министрлігінің Тіл саясаты комитеті қазақ тіліндегі сөйлеуді синтездеу жобасын жүзеге асырды (экран дикторы)

screenreader.tilqazyna.kz
Организации> "Р. Қошқарбаев атындағы жалпы білім беретін мектебі" КММ
Сфера образования: достижения в фокусе пятилетия. Статья министра просвещения РК Гани Бейсембаева.
21-01-2025 11:36
Сфера образования: достижения в фокусе пятилетия. Статья министра просвещения РК Гани Бейсембаева.

Сфера образования: достижения в фокусе пятилетия
Статья министра просвещения РК Гани Бейсембаева.
Давайте взглянем на последние пять лет отечественного образования с объективной точки зрения, не углубляясь в исторические детали, и признаем: достижений немало. О них стоит говорить, ведь за ними стоит огромный труд многотысячной армии казахстанских педагогов, которые вкладывают весь свой профессионализм и энергию в постоянное совершенствование учебного процесса, шаг за шагом ведя детей и молодежь к рубежам высокоинтеллектуальной нации.
Все великое начинается с обучения детей
Особое место в современной национальной летописи занимает период, когда в 2019 году в центре преобразований встала задача объединения общества для достижения общей цели – создания справедливого и процветающего государства. Консолидация, концентрация совместных усилий ради единства и решений одной большой задачи всегда была присуща нашему народу. Мы можем приводить много примеров, когда наши выдающиеся предки, начиная от правителей, заканчивая просветителями более близкой к нам эпохи, говорили о важности знаний, образованности. Не случайно свое самое первое Послание народу Казахстана Касым-Жомарт Токаев завершил словами назидания Абая: «Единство должно быть в умах».
Если обратиться к просветителям других стран, они так же ратовали за то, чтобы обучение ставилось во главу угла. Так, ученый-энциклопедист Михаил Ломоносов считал, что с помощью просвещения «можно сформировать высокообразованных, высоконравственных, трудолюбивых граждан, которые своей активной деятельностью будут содействовать развитию государства».
Глава государства подчеркивает, что поколение XXI века должно быть образованным, трудолюбивым, ответственным, справедливым. На республиканском съезде педагогов он напомнил слова просветителя, ученого-лингвиста Ахмета Байтурсынова: «Улучшение жизни народа нужно начинать с дела обучения детей». Это не просто цитируемые слова, все изречения Президента о важности образования подкрепляются конкретными масштабными действиями, направленными на поддержку педагогов и повышение качества образования.
Учительский труд – это миссия
Как никогда ранее, в стране начал высоко оцениваться учительский труд. Поддержка деятельности 600 тыс. педагогов, воспитывающих и обучающих около 6 млн детей в более чем 22 тыс. организациях образования, стала одним из приоритетных направлений государственной политики.
Первый важный, поистине исторический шаг – принятие в 2019 году Закона РК «О статусе педагога», которого педагогическое сообщество ожидало более 20 лет, – именно он обозначил ключевую роль Учителя в обществе и признал значимость его труда. Итак, за последние четыре года заработная плата учителей выросла в 2 раза, а зарплата воспитателей детских садов и педагогов, привлекаемых с предприятий в колледжи, увеличилась на 30%. И вот еще одно долгожданное новшество: существенное вознаграждение учителям, подготовившим призеров семи самых престижных международных предметных олимпиад. На сегодня 752 педагога Казахстана стали победителям конкурса «Лучший педагог», все они получили денежные премии в размере 1 000 МРП.
миллион ученических мест. Только в 2023 году открыто 165 школ на 137 тыс. мест, что позволило решить вопросы 12 аварийных и 29 трехсменных школ. Продолжается строительство школ для 461 тыс. учащихся в рамках национального мегапроекта «Комфортная школа». Важной частью этого процесса стала модернизация более 4 тыс. школ, оснащенных современным оборудованием, предметными кабинетами по робототехнике, IT, STEМ. Фонд поддержки инфраструктуры
образования позволил построить 83 школы на 94 тыс. ученических мест. В результате системных мер государства сегодня порядка 3 тыс. школ работают в одну смену. В то же время работы по приведению в порядок инфраструктуры организаций образования еще предстоит немало.
Планы на ближайшие годы – привести инфраструктуру всех школ страны, включая сельские, к современным стандартам. На данный момент 1 300 школ требуют ремонта, из которых 900 расположены в сельской местности. Также в школах активно улучшаются условия безопасности, проводится работа по обеспечению бесплатными питанием 1,7 млн учащихся начальных классов.

Президент отметил, что XXI век – это эпоха творческого поколения в меняющемся мире. В условиях глобализации и цифровизации образование оказывает огромнейшее влияние на формирование знаний и компетенций у подрастающего поколения, их мировоззрения, ценностей и навыков. В связи с этим в стране активно внедряется искусственный интеллект в систему среднего образования. Разрабатывается и уже вводится система «Smart оқу-ағарту», а также проводятся работы по полной автоматизации учебного процесса. Реализуется проект по повышению качества интернета – за два года он повысился с 19% до 90%. В отдаленных сельских школах, не имеющих технических возможностей, установлен спутник Starlink, что позволило увеличить среднюю скорость интернета с 8 Мбит/с до 75 Мбит/с. В цифровой формат переведены 100% учебников, которые теперь доступны на 11 образовательных платформах. Для детей из социально уязвимых семей запущен проект «Цифровой учитель».

На современную систему среднего образования возложена миссия подготовки выпускников, обладающих не только глубокими знаниями, но и высокой функциональной грамотностью, укоренившимися национальными ценностями, а также устойчиво сформированными ключевыми и предметными компетенциями, конкурентоспособными на рынке труда. Цель заключается в том, чтобы развить у молодых людей такие качества, как критическое мышление, креативность, прагматизм и инновационность, которые соответствуют современным требованиям.

Поддерживая талантливых детей, строим будущее

Внимание и всесторонняя поддержка Главы государства, оказываемые сфере образования, дают свои благодатные плоды. В 2022 году в Закон РК «Об образовании» внедрена
норма по предоставлению грантов и выплате единовременного вознаграждения победителям и призерам международных олимпиад по общеобразовательным предметам. Так, обладателю золотой медали предусмотрена господдержка в размере 1 500 МРП, серебряной медали – 1 000 МРП, бронзовой медали – 500 МРП. Данная мера позволила значительно повысить качество медального зачета наших школьников на международных олимпиадах. Только в этом году каждый второй участник от нашей страны завоевал призовое место на международных олимпиадах. Копилка сборной Казахстана пополнилась 77 золотыми медалями.
Особым достижением стал абсолютный успех казахстанских школьников на международных чемпионатах – трехкратное чемпионство мира по робототехнике «First Global Challenge» и двукратная победа на международной олимпиаде по химии. Этот результат подтверждает высокий интеллектуальный потенциал нашей молодежи на мировой арене.
Еще одним значимым событием стало проведение самой престижной международной олимпиады по биологии (IBO – 2024) в Казахстане в июле этого года. В ней приняли участие 305 юных биологов и 275 ученых из 81 страны. Сборная нашей страны еще раз подтвердила высокий международный имидж казахстанского образования, показав 100% медальный зачет.
Воспитание ребенка начинается в семье и продолжается в школе. Поэтому в рамках программы «Біртұтас тәрбие» для укрепления сотрудничества семьи и школы, совместного решения вопросов в воспитании детей родителями при всех организациях образования открыты центры педагогической поддержки родителей. Данный проект направлен на систематизацию воспитания поколения через совместные действия в воспитании детей. В результате активное участие во внутришкольных мероприятиях за один год выросло с 40 до 60 процентов.
Образование и воспитание – это два неразрывно связанных процесса. Уважение к матери, почитание старших, стремление к миру и доброте – и есть те ценности, которые закладывают основу для создания сильной страны. Мечта наших предков о независимости, справедливом обществе и счастливой, дружной жизни продолжает вдохновлять нас. В современном мире нашей главной целью является формирование новой нации, основанной на глубоком знании и осознанном воспитании.

«Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению», – говорил известный английский философ Фрэнсис Бэкон. Для повышения читательской активности среди школьников с прошлого года по поручению Президента утвержден проект «Детская библиотека», в рамках которого сформирован список художественной литературы выдающихся казахских авторов и классиков мировой литературы, переведенных на казахский язык. В него вошли более 1 700 произведений, утвержденных тремя министерствами: просвещения, науки и высшего образования, а также культуры и информации.

Улучшаются показатели казахстанских школьников в международных рейтингах. По результатам исследования PISA, проводимого среди стран-членов ОЭСР, наша страна вошла в число 50 лучших по математике и естественным наукам. По данным Legatum Prosperity Index за 2023 год, результаты наши ученики поднялась на 13 позиций в области образования.

Просвещение – не нива, дающая быстрые всходы, суетливой спешки и не должно быть. Если мы начинаем формирование подрастающего поколения с маленькой школьной скамьи первоклассника, результат
увидим на выходе через 11 лет. Каким он вырастет – юный гражданин, которого теперь учим и воспитываем в единой связке «Біртұтас тәрбие», способно показать только время. Обучение и воспитание – процесс не сиюминутный, а долгий, кропотливый, потому не гонимся за «скороспелостью», мы за качественную работу в сегодняшнем каждодневном труде, где цель – выход из стен школ конкурентоспособного, адаптированного к жизни в современных условиях выпускника. В этом наша главная миссия, показатель успешности работы всей системы образования.

Гани БЕЙСЕМБАЕВ,
министр просвещения РК 

Меньше
Новости