"Привитие социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста"
«ПРИВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Цель: Формирование у детей самостоятельности и уверенности в выполнении повседневных действий, необходимых для жизни в обществе.
Задачи:
• Обучение конкретным навыкам самообслуживания (одевание, еда, гигиена).
• Развитие ответственности и желания помогать по дому (бытовые навыки).
• Воспитание уважения к труду других людей.
• Содействие позитивной социализации и приобщению к социокультурным нормам.
•
1. ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ
Социально-бытовые навыки — это основа самостоятельности ребенка, его адаптации в детском саду, школе и в дальнейшей взрослой жизни. Они включают в себя навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки и простые бытовые обязанности.
2. КЛЮЧЕВЫЕ ГРУППЫ НАВЫКОВ
• Навыки самообслуживания:
o Одевание и раздевание в соответствии с погодой и ситуацией.
o Завязывание шнурков, застегивание пуговиц, молний.
o Аккуратное складывание одежды.
• Культурно-гигиенические навыки:
o Мытье рук с мылом перед едой, после прогулки и туалета.
o Правильное использование столовых приборов и аккуратный прием пищи.
o Чистка зубов, причесывание.
o Соблюдение порядка в личных вещах.
• Бытовые навыки (помощь взрослым):
o Уборка игрушек за собой.
o Накрывание на стол и уборка посуды.
o Простые действия: вытирание пыли, полив цветов.
3. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
Формирование СБН происходит через различные виды деятельности, особенно эффективна игро-вая.
• Показ и личный пример: Взрослый демонстрирует правильную последовательность действий.
• Пошаговое обучение (алгоритмизация): Разбиение сложного навыка на простые этапы (напри-мер, мытье рук: завернуть рукава, открыть кран, намочить руки, взять мыло и т.д.).
• Игровая деятельность: Сюжетно-ролевые игры («Готовим обед», «Поход в магазин», «Уборка»).
• Дидактические игры и упражнения: Игры с застежками, шнуровками, сортерами.
• Поощрение и похвала: Мотивация ребенка к самостоятельности.
• Создание условий: Доступность предметов гигиены, удобная мебель и одежда.
4. РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ
• Системность и последовательность: Навыки формируются только при регулярном повторении и закреплении как в детском саду, так и дома.
• Терпение: Процесс требует времени, важно не делать за ребенка то, что он может сделать сам, даже если это займет больше времени.
• Единые требования: Важно, чтобы взрослые (родители и педагоги) предъявляли схожие требо-вания к ребенку.
5. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
К концу дошкольного возраста ребенок должен уверенно и самостоятельно выполнять основные социально-бытовые действия, быть готовым к школьному обучению и более сложным социаль-ным взаимодействиям.

