back-image
КГУ "Общеобразовательная школа №6"

Қазақ тілінің қолданылу аясын кеңейту

Қазақ тілінің қолдану аясын кеңейту, оның ішінде нашар көретіндер үшін қажетті жағдайлар жасау мақсатында Қазақстан Республикасы Ғылым және жоғары білім министрлігінің Тіл саясаты комитеті қазақ тіліндегі сөйлеуді синтездеу жобасын жүзеге асырды (экран дикторы)

screenreader.tilqazyna.kz
Организации> КГУ "Общеобразовательная школа №6"

Здоровый образ жизни

 

Что такое здоровый образ жизни и как его придерживаться?

 

Здоровый образ жизни – это комплекс правил, придерживаясь которых человек способен дольше сохранять свое здоровье, активность и хорошее самочувствие. Благодаря здоровому образу жизни можно значительно увеличить продолжительность жизни и предупредить развитие хронических заболеваний.

Статистика показывает, что здоровье человека на 20% зависит от генетики, на 20% — от окружающей среды, на 10% — от здравоохранения, на 50% — от его образа жизни.

Таким образом, поведение, режим, условия труда и отдыха, привычки, уклад, распорядок, правила питания – все то, что коротко определяется как образ жизни, – становятся главными факторами поддержания здоровья человека. Особенно важен здоровый образ жизни школьника: тест на который легко провести в домашних условиях.

Здоровый образ жизни для школьника: тест из простых составляющих

Здоровый образ жизни – это составное понятие. Из чего же он складывается?

Здоровое питание

Адекватная физическая нагрузка

Сформированный распорядок дня

Соблюдение режима труда и отдыха

Профилактика заболеваний

Рассмотрим подробнее каждый из этих пунктов...

Здоровое питание

В идеале это такое питание, которое обеспечивает человеку поступление всех необходимых питательных веществ и витаминов в нужном объеме и в то же время не является избыточным, то есть не провоцирует набор лишнего веса. Отдельно стоит сказать о растущем организме. Стоит отметить, что именно питание в основном составляет здоровый образ жизни школьника: тест для ребенка можно провести, исходя из его ежедневного рациона.

Современные продукты питания насыщены жирами, простыми углеводами и калориями, поэтому человек вынужден ограничивать себя в питании.

С другой стороны, содержание витаминов и минеральных веществ в продуктах снижено, по сравнению, скажем, с теми, что попадали на стол даже сто лет назад, а значит, чтобы покрывать свои потребности в витаминах, человек должен съедать больше.

Но большее потребление еды приводит к появлению лишнего веса, в результате человек ограничивает себя в пище, но недополучает важнейших питательных веществ. По некоторым данным, дефицит витаминов в организме у жителей России составляет в среднем от 50 до 80%.

 

В результате, чтобы придерживаться по-настоящему здорового питания, современному человеку приходится:

ориентироваться в списке вредных продуктов и исключать их из своего рациона;

ограничивать себя в потреблении калорий;

отдавать предпочтение продуктам, максимально насыщенным полезными веществами и в то же время не содержащим вредных;

разбираться в составе продуктов, читать этикетки, знать принципы сезонности овощей и фруктов;

даже при сбалансированно составленном рационе организму может не хватать витаминов, что приводит к необходимости дополнительно потреблять витамины в таблетированной форме.

Фактически, чтобы обеспечить себе здоровый рацион, современному человеку приходится самостоятельно осваивать химию и диетологию, скрупулезно подсчитывать граммы, калории, ориентироваться в составе тех или иных продуктов питания. Ситуация осложняется тем, что здоровое питание в целом дороже и является недоступным для большинства населения.

Ученые стараются максимально упростить рекомендации, чтобы хотя бы приблизить рацион среднестатистического человека к здоровому:

избегайте мучного, сладкого, жирного;

откажитесь от жареного и фастфуда;

не потребляйте сладкие напитки и алкоголь;

отдавайте предпочтение овощам и фруктам;

Включайте в рацион нежирное мясо и рыбу;

употребляйте больше кисломолочных продуктов.

В последнее время здоровое питание стало модным трендом. Появляются компании, ориентированные на поставки только здоровых продуктов питания, произведенных без добавок, консервантов, пестицидов и т.д.

Адекватная физическая нагрузка

Под этим термином подразумевается такая физическая нагрузка, которая является посильной для человека, не провоцирует появление травм, не истощает силы, запасы питательных веществ и витаминов, не снижает иммунитет, а напротив, способствует тренировке всех мышц, органов и систем организма, повышает сопротивляемость инфекции и неблагоприятным факторам окружающей среды.

Такая нагрузка не направлена на износ организма, как в профессиональном спорте; она способствует оздоровлению, предупреждает появление травм, развивает силу, выносливость и адаптационные способности. Почему важна физкультура в школе? Стоит отметить, что физические упражнения также составляют здоровый образ жизни школьника, а тест на его физическое состояние можно проверить легко: в школе во время сдачи нормативов.

Адекватная физическая нагрузка может быть оздоровительной и лечебной, способствуя улучшению состояния организма. Например, при патологии позвоночника и суставов, при сахарном диабете 2 типа, при ДЦП, наличии лишнего веса и т.д.

 

Для каждого человека своя норма физической нагрузки. Она зависит от пола, возраста, функционального состояния организма, степени тренированности, наличия травм, хронических заболеваний и т.д. В то же время список состояний, при которых противопоказана физическая нагрузка, крайне мал.

Принципы адекватной физической нагрузки таковы.

Посильность.

Регулярность и длительность: физическая нагрузка не имеет противопоказаний по возрасту.

Постепенное повышение интенсивности.

Систематичность.

Широкая направленность, то есть физическая нагрузка должна не только тренировать сердечно-сосудистую систему или обеспечивать тонус и силу мышц, но и развивать координацию, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Односторонняя тренированность ускоряет процессы старения организма, в то время как многостороннее физическое развитие способствует долголетию.

Оптимальная физическая нагрузка для человека с сидячим образом жизни – это тренировки 3-5 раз в неделю. Можно тренироваться каждый день, но чередовать виды нагрузок либо просто вести активный образ жизни и практиковать более редкие тренировки. Очевидно одно: без адекватной физической нагрузки образ жизни не может называться здоровым.

Распорядок дня здорового человека

Известно, что работа человеческого организма подчиняется биологическим часам. Есть наиболее оптимальные часы для сна и бодрствования, время повышенной и пониженной работоспособности, свое время для выделения пищеварительных соков и гормонов различных желез.

Подстраиваясь под свои биологические часы, можно значительно сэкономить ресурсы организма, наладить более эргономичную работу всех органов и систем, что в итоге приведет к экономному расходованию ресурсов, повышению сопротивляемости организма и увеличению продолжительности жизни.

В то же время противодействие биологическому времени (бессонные ночи, беспорядочный режим приема пищи) истощает силы организма, снижает работоспособность, сопротивляемость, общий настрой.

Для определения оптимального распорядка дня нужно прислушаться к себе: когда вам легче вставать, когда вы чувствуете прилив сил или, наоборот, сонливость. Исходя из этого нужно составить режим дня: время подъема, сон не менее 6-8 часов, время тренировок и приема пищи, время умственного и физического труда.

Конечно, это непросто, учитывая, что наша жизнь чаще всего подчинена графику работы или учебы. Может быть, в результате придется пожертвовать привычными развлечениями или еще чем-то, однако подчинение образа жизни определенному распорядку в конечном итоге дает больше плюсов, чем минусов, улучшает работу организма, замедляет старение.

Режим труда и отдыха

Общее правило режима труда и отдыха такое: пассивная деятельность должна сменяться активной, а умственный труд – физическим. При тяжелом умственном труде (у студентов, например) лучшим отдыхом будут подвижные игры, которые отвлекают нервные клетки от привычной работы и дают им отдых. При физическом труде в перерыве полезно порешать кроссворды или задачи.

У большинства людей рабочее время – это более трети жизни, учитывая, что по Трудовому кодексу в нашей стране установлен 8-часовой рабочий день. Работа – важная составляющая образа жизни. И от того, как организовано это время, зависит здоровье. Так, в середине рабочего дня обязательно должен быть часовой перерыв на обед. В рабочее время также нужно устраивать перерывы – по 5-10 минут каждые 2-3 часа (частота и длительность перерывов зависит от вида деятельности).

Если работа сидячая, перерывы нужно проводить активно. Если трудовая деятельность – это тяжелый физический труд при повышенной температуре, в перерыв лучше полежать в хорошо проветриваемом помещении. А вот при работе за компьютером отрываться от экрана монитора нужно через каждые 45 минут, делая перерыв на 15 минут. В это время нужно сделать гимнастику для глаз или хотя бы просто посмотреть вдаль, чтобы глазные мышцы расслабились.

Длительные периоды работы без отдыха (или с неправильно организованным отдыхом) приводят к переутомлению организма. Переутомление способно накапливаться, но в какой-то момент приводит к срыву компенсации и возникновению болезни. Кроме того, утомление повышает риск возникновения травмоопасных ситуаций как на работе, так и вне ее. То же самое относится и к детям. Ведущему здоровый образ жизни школьнику нужно периодически отдыхать от тестов, уроков и домашних заданий. Важно, чтобы молодой организм не перегружался.

Важной составляющей полноценного отдыха является сон. Длительность необходимого сна зависит от возраста, пола, образа жизни, наличия заболеваний, но в среднем составляет 6-8 часов в сутки. Сон должен оставлять ощущение полного восстановления, давать прилив сил. Если к концу недели вы чувствуете утомление, необходимо увеличить продолжительность ночного сна. Ложиться и вставать лучше в одно и то же время. Некоторым категориям людей (детям, пожилым) необходим также послеобеденный сон.

Профилактика заболеваний

Это довольно широкое понятие, включающее в себя:

Отказ от вредных привычек. Человек, ведущий здоровый образ жизни, не допускает воздействия на организм табачного дыма, алкоголя и других стимуляторов, наркотических веществ.

Профилактические медицинские осмотры в рамках диспансеризации, лечение возникающих патологий на ранних стадиях (кариеса, например), знание и соблюдение правил гигиены, своевременное проведение профилактических прививок, знание и применение профилактических мер при различных заболеваниях.

Укрепление организма различными способами: закаливание, дыхательные тренировки, медитация, йога, зарядка на свежем воздухе…

Соблюдение экологической безопасности: избегание загрязненных районов — сюда относится газовое, радиационное, шумовое, электрическое и другие виды загрязнений.

Профилактика травм, соблюдение техники безопасности при различной деятельности, отказ от потенциально опасных и экстремальных видов деятельности, знание основ первой помощи и выживания в различных условиях.

Психогигиена, то есть умение управлять и сохранять свое психическое здоровье, умение контролировать эмоции, позитивное мышление, психологическая зрелость.

Не менее важной составляющей здорового образа жизни многие врачи и ученые считают социальную адаптацию человека: наличие семьи, любимой работы, друзей, хобби, а также самореализацию, умение воплощать в жизнь собственные замыслы.

Рекомендации по здоровому образу жизни – это целый свод правил, соблюдать которые не всегда возможно. Однако задача каждого человека — максимально приблизить свой образ жизни к здоровому и сформировать стремление к здоровому образу жизни у детей.

В основе ведения здорового образа жизни – информированность и осведомленность. Чем больше человек интересуется и узнает о нем, тем больше его собственный образ жизни приближается к здоровому.

Здоровый образ жизни – это шанс каждого человека продлить свою активную жизнь.

 

Влияние алкоголя
на организм человека

 

Вино губит телесное здоровье людей,
губит умственные способности,
губит благосостояние семей и,
что ужаснее всего,

губит душу людей и их потомство.

Лев Николаевич Толстой

 

Как алкоголь влияет на организм человека?

При современном уровне потребления алкоголя «средний» в этом отношении человек «вдруг» сталкивается с самыми различными недугами в возрасте около 30 лет. Это не только заболевания сердечнососудистой системы, но и нарушения в работе желудка, печени, неврозы, расстройства в половой сфере. Впрочем, болезни могут быть самыми неожиданными: ведь действие алкоголя универсально,он поражает все органы и системы человеческого организма.

 

Алкогольное отравление

Любая доза алкоголя, даже не вызывающая опьянения причиняет вред человеческому организму.

Длительность периода выведения во много раз больше, чем периода всасывания. В среднем алкоголь удерживается в организме несколько дней.

Желудок, поджелудочная железа

При приёме крепких напитков происходит «ожог» стенок пищевода и желудка. Со временем появляютсяпанкреатит и диабет на почве алкоголя — явления, как правило, необратимые, из-за чего люди обречены на постоянные боли и страдания.

Печень

Алкогольный цирроз печени — одно из наиболее тяжёлых и безнадёжных заболеваний человека, являющееся одной из основных причин смертности населения.

Мозг

В мозге яд имеет свойство накапливаться. После приёма даже 1 кружки пива, стакана вина, 100 граммов водки начинается процесс интенсивного разрушения его коры.

Отравляющее действие алкоголя на головной мозг воспринимается человеком как якобыбезобидное состояние опьянения.

Это приводит к онемению, а потом и отмиранию участков головного мозга.

После каждой так называемой «умеренной» выпивки у человека в голове появляется новое кладбище погибших нервных клеток. При вскрытии черепа любого длительно пьющего человека видят одинаковую картину — «сморщенный мозг», уменьшенный в объёме, вся поверхность коры которого — в микрорубцах, микроязвах, следах кровоизлияний и некроза (омертвления) участков вещества мозга.

В результате долгого злоупотребления спиртнымличность человека меняется, начинаются процессы ее деградации..

Центральная нервная система

При приёме еще больших доз развивается коматозное состояние. Не следует забывать, что алкоголь обладает наркотическими свойствами: к нему очень быстро привыкают, и возникает потребность в повторных самоотравлениях, тем больше, чем чаще и в больших дозах принимаются алкогольные напитки. По мере дальнейшего потребления для получения того же наркотического эффекта с каждым разом требуется все большая доза.

При длительном приёме спиртных «напитков» развивается хронический алкоголизм с характерной для всех пьющих особенностью —они стремятся найти повод для выпивки, а если повода нет — пьют без него.

 

Смертельный исход

Как всякий яд, алкоголь, принятый в определённой дозе, приводит к смертельному исходу. При приёме дозы, равной 1-1,25 л водки, наступает так называемая «опойная» смерть, вызванная острым алкогольным отравлением. Для детей смертельная доза в 4-5 раз меньше, из расчёта на килограмм веса.

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ТАБАЧНОГО ДЫМА НА РЕБЕНКА

 

Дети имеют абсолютное право быть защищенными от табачной зависимости, а также последствий курения взрослых, которое вредит здоровью ребенка даже до рождения.

Влияние взрослого курения на здоровье ребенка происходит по трем основным направлениям:

·        в начале жизни через материнское курение;

·        через вынужденное вдыхание табачного дыма, или пассивное курение;

·        через ролевое моделирование курящих родителей.

Ребенок только зачат, еще не родился, а мать, отец, прохожие на улицах уже подвергают его жизнь и существование угрозе.

И если курящий взрослый имеет возможность выбора - закурить или нет, то ребенок не может избежать ситуации принудительного курения, он лишен права пребывания в благоприятной для его здоровья атмосфере.

 

Защитите детейот опасностей пассивного курения.

Дайте своим детям возможность дышать чистым воздухом.

 

          В табачном дыме содержится огромное число разнообразных химических соединений, которые оказывают раздражающее и отравляющее воздействие. В нем содержится около 4000 известных химических веществ.     По крайней мере,  250 из них заведомо вредны для здоровья, и более 50  вызывают у людей рак.

          Ни вентиляция, ни фильтры, даже вместе взятые, не могут снизить воздействие табачного дыма до уровней, которые считаются допустимыми. Лишь зоны, на 100% свободные от табачного дыма, могут обеспечить надежную защиту.

          Маленькие дети, находящиеся   в накуренном помещении, плохо спят, у них понижен аппетит, часто появляются расстройства кишечника. Дети отстают от своих сверстников в физическом и умственном развитии.

          Особенно вредно табачный дым действует на здоровье грудных детей. У них нарушается сон, снижается аппетит, расстраивается деятельность органов пищеварения. Живущие в накуренных помещениях дети чаще и дольше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов, пневмоний.

          Курение родителей провоцирует аллергию у детей. Кроме того, сигаретный дым раздражает носовые и дыхательные пути, вызывая частые насморки и сложности с дыханием, а также отеки дыхательных путей.

          Среди школьников младших классов, родители которых курят, в 3 раза чаще встречаются нервные расстройства, снижение памяти, плохая успеваемость.

          Дети, даже просто постоянно находящиеся в накуренном помещении, значительно отстают в физическом, а так же умственном развитии. Они вскоре становятся раздражительными, у них понижается иммунитет, проявляется определенное интеллектуальное торможение, ухудшение общих физических показателей.

          Тяжесть заболеваний, развивающихся под воздействием вторичного табачного дыма, тем сильнее, чем младше ребёнок. При этом медики обращают внимание на то, что большая часть вреда, нанесённого сигаретным дымом ребёнку, проявится лишь через несколько десятилетий. 

          У детей, беззащитных перед табачным дымом, в первые годы жизни чаще проявляется неадекватное поведение.

          Курящей маме придётся винить себя за задержку развития ребёнка, гиперактивность, проблемы с вниманием, трудности обучения, плохие отношения ребёнка со сверстниками. Эти отклонения становятся заметными обычно к трёхлетнему возрасту малыша.

Помните: сигареты – это оружие массового поражения.

          До тех пор, пока вы курите или окружаете себя людьми, которые курят – вы убиваете себя, свою семью и всех, кому не повезло находиться рядом с вами.

Эта ваша беда, расплачиваться за которую будете не только вы, но и ваши дети.

  Ответьте на один простой вопрос: хотите ли Вы подвергать ребенка опасности и стать причиной его различных заболеваний? Нет?          Тогда есть очень простой вариант решить проблему – бросьте курить и создайте зону, свободную от табачного дыма.

О вреде наркотиков (ссылка)

 

 

Осторожно! Вейп! (ссылка)

 

Осторожно! Сниффинг! (ссылка)

 

Осторожно! Спайс! (ссылка)

 

Осторожно! Снюс! (ссылка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новости