back-image
Қарағанды облысы білім басқармасының Теміртау қаласы білім бөлімінің "№ 14 мектеп-лицейі " коммуналдық мемлекеттік мекемесі

Қазақ тілінің қолданылу аясын кеңейту

Қазақ тілінің қолдану аясын кеңейту, оның ішінде нашар көретіндер үшін қажетті жағдайлар жасау мақсатында Қазақстан Республикасы Ғылым және жоғары білім министрлігінің Тіл саясаты комитеті қазақ тіліндегі сөйлеуді синтездеу жобасын жүзеге асырды (экран дикторы)

screenreader.tilqazyna.kz
Организации> Қарағанды облысы білім басқармасының Теміртау қаласы білім бөлімінің "№ 14 мектеп-лицейі " коммуналдық мемлекеттік мекемесі

Айнымалы құрамдас талдау

Анализ вариативного (лицейского) компонента

КГУ «Школа-лицей №14» ОО г. Темиртау УО Карагандинской области

 

Одним из направлений реформы казахстанского образования, ориентированной на создание конкурентоспособного образования,  является профильное обучение на уровне общего среднего образования. Нормативные рамки этого процесса отражены в Государственном общеобязательном стандарте среднего образования   приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 3августа2022 года№348.

Вариативная частьучебного плана приведена в соответствие с образовательными потребностями обучающихся и их родителей. Использование часов вариативной части учебного плана нацелено на:

  • решение проблем, выявленных в процессе обучения;
  • создание условий для развития познавательных интересов обучающихся, готовности к социальной адаптации, профессиональной ориентации;
  • дальнейшее самообразование, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся.

Исходя из вышесказанного, часы вариативного компонента использованы:

  • на введение новых учебных предметов;
  • на профильную подготовку обучающихся старшей ступени обучения;
  • на организацию факультативных и индивидуально-групповых занятий;
  • на занятия с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к обучению.

Исходя из запросов социума, а также в целях продолжения традиций школы определена следующая направленность классов:

классы лицейские: 1а, 1б, 2а, 2д, 3а, 3б, 4а, 4б, 5а, 6а, 7а, 8а, 9б, 10а, 11a.

IT-классы: 6б, 7б, 8г, 9а.

классы общеобразовательные: 1вгд, 2бвге, 3вгд, 4вгдеж, 5бвгд, 6вгд, 7вгде, 8бвд, 9вгд, 10б, 11б.

В 10-11 классах школы реализуется естественно-математическое направление обучения.

Реализация модели вариативной образовательной среды в лицее обеспечивается выполнением ряда условий, при которых каждый лицеист из числа предлагаемых учебным планом вариативных и лицейских курсов имеет возможность формировать свой индивидуальный учебный план.

 Одно из принципиальных требований к работе по индивидуальным учебным планам – постоянное расширение для учащихся поля выбора собственной траектории развития на каждой ступени обучения и предоставления лицеисту права на реализацию реального выбора:

  • дополнительного лицейского образовательного компонента;
  • программы изучения учебного предмета;
  • уровня изучения учебного предмета (кроме инвариантной части);
  • формы получения образования, формы отчета в рамках программы изучаемого предмета, формы выполнения домашнего задания;
  • учителя-консультанта или научного руководителя.

В 2022-2023 учебном году в вариативный компонент Типового учебногопланавключенкурс«Глобальные компетенции» в 5-11 классах.

ОбъемучебнойнагрузкиТиповойучебнойпрограммыкурса«Глобальныекомпетенции» составляет в:

5-8классах–0,5часа(одинразвдвенедели),18часов в  учебномгоду

9 классе– 1час внеделю,36часоввучебном году

10-11 классах – 1 час в неделю, 36 часов в учебном году.

Особенности учебного плана начального образования

   Вариативный компонент  в 1-4х классах составляет 2 часа. Часы вариативного компонента отводятся на занятия, развивающие функциональную грамотность: читательскую, естественно-научную, математическую.

Основное среднее образование

В 2022-2023 учебном году в основной   школе продолжится работа в рамках областного проекта «Инженеры будущего», который организуется в целях определения педагогических условии, позволяющих  раскрыть творческий потенциал учащихся в процессе выполнения практических и проектно-исследовательских работ при создании компьютерных 3D моделей, создания  условий для дальнейшей профориентации учащихся.В учебный план включен курс «3D моделирование» в 6-8 классах.

За счет курсов по выборуи лицейского компонента, способствующих формированию функциональной грамотности вводятся курсы «Робототехника» 5-7-х классах, разработан ряд программ для IT- и лицейских классов, связанных с информационными технологиями.

Для  развития у учащихся логического и критического мышления, развитие навыка организации своих мыслей, устной речи и стиля публичного выступления, умения слушать, способности самостоятельно добывать информацию и работать с ней, способности работать в команде в вариативном компоненте 6,7 и 9 классе введен курс «Дебаты»

Для создания условий успешного и эффективного освоения учащимися основ исследовательской и проектной деятельности в вариативном компоненте   9 класса предусмотрена программа «Я – исследователь».

Общее среднее образование

В КГУ «Школа-лицей №14 города Темиртау» на общей средней ступени образования осуществляется профильное обучение по  естественно-математическому направлению физико-математическому профилю и естественно-научному в 10-11 классах. Физико-математической профиль  поддерживается за счет прикладных курсов и курсов лицейского компонента:  «Численные методы физики», «Моделирование жизненных ситуаций средствами математики», «Геоинформационные системы», «Прикладные задачи в биологии», «Химия и охрана окружающей среды»,«Ораторское искусство и наука убеждения».

Для углубленного изучения предметов,  в лицейском классе дополнительно введено 5 часов на организацию факультативов и дополнительных курсов по выбору. Данный компонент плана не является обязательным в учебной нагрузке учащихся и реализуется во второй половине дня и в субботу.

Приложение №1

Класс

 

Перечень кружков и курсов по выбору

 для учащихся 1-4 классов

Кол-во часов в неделю

 

Лицейский компонент

 

Чтение в радость. Воображариум

1

Математическая мастерская (1-2 классы)

1

Простая наука

1

Театральная студия

1

 

 

Приложение №2

Класс

 

Перечень факультативов, кружков

для учащихся 5-9 классов

Кол-во часов в неделю

 

5 класс

Вариативный компонент

Глобальные компетенции

0,5

5  лицейский класс

Вариативный компонент

Глобальные компетенции

0,5

Лицейский компонент

Робототехника

2

 

"Greenlab"

1

 

"Измерения в нашей жизни: навыки, результаты, анализ"

1

 

6

IT класс

Вариативный компонент

 

Глобальные компетенции

0,5

 

Лицейский компонент

Конструирование мобильных приложений средствами  AppInventor

1

 

Основы программирования на языке Java

2

 

"3D -  panoraming"

1

 

6 лицейский класс

Вариативный компонент

Глобальные компетенции

0,5

 

Лицейский компонент

Дебаты

1

 

Измерения в нашей жизни: навыки, результаты, анализ

1

 

Робототехника

2

 

"3D -  panoraming"

1

 

6 класс

Вариативный компонент

Глобальные компетенции

0,5

 

7

IT класс

Лицейский компонент

Конструирование мобильных приложений средствами  AppInventor

1

 

Основы программирования на языке Java

2

 

Робототехника

1

 

7 лицейский класс

Вариативный компонент

Глобальные компетенции

0,5

Лицейский компонент

 

Робототехника

1

 

3D - моделирование

1

 

Дебаты

1

 

Химический практикум

1

 

7 класс

Вариативный компонент

Глобальные компетенции

0,5

 

8 лицейский класс

Вариативный компонент

 Глобальные компетенции

0,5

 

Лицейский компонент

Биология и здоровье

1

 

Конструирование мобильных приложений средствами  AppInventor

1

 

Основы программирования на языке Java

1

 

Сайтостроение

1

 

Arduino инженерное конструирование и  программирование

1

 

8

IT класс

Вариативный компонент

 

Глобальные компетенции

0,5

 

Лицейский компонент

 

Сайтостроение

1

 

Arduino инженерное конструирование и  программирование

1

 

Конструирование мобильных приложений средствами  AppInventor

1

 

3D - моделирование

1

 

Основы программирования на языке Java

1

 

8 класс

Вариативный компонент

Глобальные компетенции

0,5

 

9 лицейский класс

Вариативный компонент

Глобальные компетенции

1

 

Я - исследователь

1

 

Лицейский компонент

"Выбор профессии - startup в будущее"

1

 

"Python для анализа данных"

1

 

Химический практикум: наблюдение, эксперимент, наблюдение

1

 

Закономерности наследственности

1

 

"Конструирование мобильных приложений"

1

 

9

ITкласс

Вариативный компонент

Глобальные компетенции

1

 

Я - исследователь

1

 

Лицейский компонент

Python для анализа данных

2

 

Конструирование мобильных приложений

2

 

Структуры данных в программировании

1

 

9 класс

Вариативный компонент

Глобальные компетенции

1

 

Выбор профессии - startup в будущее

1

 

         

 

 

Приложение №3

 

Класс

 

Перечень прикладных курсов и курсов по выбору

для учащихся 10-11 классов

Кол-во часов в неделю

 

 

10

лицей ский класс

Вариативный компонент

 

 

Глобальные компетенции

1

 

 

Лицейский компонент

 

 

Численные методы физики

1

 

 

Моделирование жизненных ситуаций средствами математики

1

 

 

Введение в анализ данных и машинное обучение

1

 

 

Прикладные задачи в биологии

1

 

 

Химия и охрана окружающей среды

1

 

 

11 класс

Вариативный компонент

 

 

Основы предпринимательства и бизнеса

1

 

 

Лицейский компонент

 

 

Химия и охрана окружающей среды

1

 

 

Моделирование жизненных ситуаций средствами математики

1

 

 

Геоинформационные системы

1

 

 

Прикладные задачи в биологии

1

 

 

Ораторское искусство и наука убеждения

1

 

         

Часы ученического и лицейского компонентов, являясь курсами по выбору, выходят за рамки программного материала, в связи с чем, проводятся во второй половине учебного дня после продолжительной перемены, составляющей не менее 45 минут.

Новости