Анализ вариативного (лицейского) компонента
КГУ «Школа-лицей №14» ОО г. Темиртау УО Карагандинской области
Одним из направлений реформы казахстанского образования, ориентированной на создание конкурентоспособного образования, является профильное обучение на уровне общего среднего образования. Нормативные рамки этого процесса отражены в Государственном общеобязательном стандарте среднего образования приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 3августа2022 года№348.
Вариативная частьучебного плана приведена в соответствие с образовательными потребностями обучающихся и их родителей. Использование часов вариативной части учебного плана нацелено на:
- решение проблем, выявленных в процессе обучения;
- создание условий для развития познавательных интересов обучающихся, готовности к социальной адаптации, профессиональной ориентации;
- дальнейшее самообразование, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся.
Исходя из вышесказанного, часы вариативного компонента использованы:
- на введение новых учебных предметов;
- на профильную подготовку обучающихся старшей ступени обучения;
- на организацию факультативных и индивидуально-групповых занятий;
- на занятия с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к обучению.
Исходя из запросов социума, а также в целях продолжения традиций школы определена следующая направленность классов:
классы лицейские: 1а, 1б, 2а, 2д, 3а, 3б, 4а, 4б, 5а, 6а, 7а, 8а, 9б, 10а, 11a.
IT-классы: 6б, 7б, 8г, 9а.
классы общеобразовательные: 1вгд, 2бвге, 3вгд, 4вгдеж, 5бвгд, 6вгд, 7вгде, 8бвд, 9вгд, 10б, 11б.
В 10-11 классах школы реализуется естественно-математическое направление обучения.
Реализация модели вариативной образовательной среды в лицее обеспечивается выполнением ряда условий, при которых каждый лицеист из числа предлагаемых учебным планом вариативных и лицейских курсов имеет возможность формировать свой индивидуальный учебный план.
Одно из принципиальных требований к работе по индивидуальным учебным планам – постоянное расширение для учащихся поля выбора собственной траектории развития на каждой ступени обучения и предоставления лицеисту права на реализацию реального выбора:
- дополнительного лицейского образовательного компонента;
- программы изучения учебного предмета;
- уровня изучения учебного предмета (кроме инвариантной части);
- формы получения образования, формы отчета в рамках программы изучаемого предмета, формы выполнения домашнего задания;
- учителя-консультанта или научного руководителя.
В 2022-2023 учебном году в вариативный компонент Типового учебногопланавключенкурс«Глобальные компетенции» в 5-11 классах.
ОбъемучебнойнагрузкиТиповойучебнойпрограммыкурса«Глобальныекомпетенции» составляет в:
5-8классах–0,5часа(одинразвдвенедели),18часов в учебномгоду
9 классе– 1час внеделю,36часоввучебном году
10-11 классах – 1 час в неделю, 36 часов в учебном году.
Особенности учебного плана начального образования
Вариативный компонент в 1-4х классах составляет 2 часа. Часы вариативного компонента отводятся на занятия, развивающие функциональную грамотность: читательскую, естественно-научную, математическую.
Основное среднее образование
В 2022-2023 учебном году в основной школе продолжится работа в рамках областного проекта «Инженеры будущего», который организуется в целях определения педагогических условии, позволяющих раскрыть творческий потенциал учащихся в процессе выполнения практических и проектно-исследовательских работ при создании компьютерных 3D моделей, создания условий для дальнейшей профориентации учащихся.В учебный план включен курс «3D моделирование» в 6-8 классах.
За счет курсов по выборуи лицейского компонента, способствующих формированию функциональной грамотности вводятся курсы «Робототехника» 5-7-х классах, разработан ряд программ для IT- и лицейских классов, связанных с информационными технологиями.
Для развития у учащихся логического и критического мышления, развитие навыка организации своих мыслей, устной речи и стиля публичного выступления, умения слушать, способности самостоятельно добывать информацию и работать с ней, способности работать в команде в вариативном компоненте 6,7 и 9 классе введен курс «Дебаты»
Для создания условий успешного и эффективного освоения учащимися основ исследовательской и проектной деятельности в вариативном компоненте 9 класса предусмотрена программа «Я – исследователь».
Общее среднее образование
В КГУ «Школа-лицей №14 города Темиртау» на общей средней ступени образования осуществляется профильное обучение по естественно-математическому направлению физико-математическому профилю и естественно-научному в 10-11 классах. Физико-математической профиль поддерживается за счет прикладных курсов и курсов лицейского компонента: «Численные методы физики», «Моделирование жизненных ситуаций средствами математики», «Геоинформационные системы», «Прикладные задачи в биологии», «Химия и охрана окружающей среды»,«Ораторское искусство и наука убеждения».
Для углубленного изучения предметов, в лицейском классе дополнительно введено 5 часов на организацию факультативов и дополнительных курсов по выбору. Данный компонент плана не является обязательным в учебной нагрузке учащихся и реализуется во второй половине дня и в субботу.
Приложение №1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приложение №2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приложение №3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Класс
|
Перечень прикладных курсов и курсов по выбору для учащихся 10-11 классов |
Кол-во часов в неделю |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
10 лицей ский класс |
Вариативный компонент |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Глобальные компетенции |
1 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Лицейский компонент |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Численные методы физики |
1 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Моделирование жизненных ситуаций средствами математики |
1 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Введение в анализ данных и машинное обучение |
1 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Прикладные задачи в биологии |
1 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Химия и охрана окружающей среды |
1 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
11 класс |
Вариативный компонент |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Основы предпринимательства и бизнеса |
1 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Лицейский компонент |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Химия и охрана окружающей среды |
1 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Моделирование жизненных ситуаций средствами математики |
1 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Геоинформационные системы |
1 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Прикладные задачи в биологии |
1 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ораторское искусство и наука убеждения |
1 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Часы ученического и лицейского компонентов, являясь курсами по выбору, выходят за рамки программного материала, в связи с чем, проводятся во второй половине учебного дня после продолжительной перемены, составляющей не менее 45 минут.