back-image
Коммунальное государственное учреждение "Школа - лицей № 14" отдела образования города Темиртау управления образованием Карагандинской области

Расширение сферы применения казахского языка

Комитетом языковой политики Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан реализован проект синтеза речи на казахском языке (экранный диктор) с целью расширения сферы применения казахского языка, в том числе создания необходимых условий для слабовидящих.

screenreader.tilqazyna.kz
Организации> Коммунальное государственное учреждение "Школа - лицей № 14" отдела образования города Темиртау управления образованием Карагандинской области

Анализ вариативного компонента

Анализ вариативного (лицейского) компонента

КГУ «Школа-лицей №14» ОО г. Темиртау УО Карагандинской области

 

Одним из направлений реформы казахстанского образования, ориентированной на создание конкурентоспособного образования,  является профильное обучение на уровне общего среднего образования. Нормативные рамки этого процесса отражены в Государственном общеобязательном стандарте среднего образования   приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 3августа2022 года№348.

Вариативная частьучебного плана приведена в соответствие с образовательными потребностями обучающихся и их родителей. Использование часов вариативной части учебного плана нацелено на:

  • решение проблем, выявленных в процессе обучения;
  • создание условий для развития познавательных интересов обучающихся, готовности к социальной адаптации, профессиональной ориентации;
  • дальнейшее самообразование, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся.

Исходя из вышесказанного, часы вариативного компонента использованы:

  • на введение новых учебных предметов;
  • на профильную подготовку обучающихся старшей ступени обучения;
  • на организацию факультативных и индивидуально-групповых занятий;
  • на занятия с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к обучению.

Исходя из запросов социума, а также в целях продолжения традиций школы определена следующая направленность классов:

классы лицейские: 1а, 1б, 2а, 2д, 3а, 3б, 4а, 4б, 5а, 6а, 7а, 8а, 9б, 10а, 11a.

IT-классы: 6б, 7б, 8г, 9а.

классы общеобразовательные: 1вгд, 2бвге, 3вгд, 4вгдеж, 5бвгд, 6вгд, 7вгде, 8бвд, 9вгд, 10б, 11б.

В 10-11 классах школы реализуется естественно-математическое направление обучения.

Реализация модели вариативной образовательной среды в лицее обеспечивается выполнением ряда условий, при которых каждый лицеист из числа предлагаемых учебным планом вариативных и лицейских курсов имеет возможность формировать свой индивидуальный учебный план.

 Одно из принципиальных требований к работе по индивидуальным учебным планам – постоянное расширение для учащихся поля выбора собственной траектории развития на каждой ступени обучения и предоставления лицеисту права на реализацию реального выбора:

  • дополнительного лицейского образовательного компонента;
  • программы изучения учебного предмета;
  • уровня изучения учебного предмета (кроме инвариантной части);
  • формы получения образования, формы отчета в рамках программы изучаемого предмета, формы выполнения домашнего задания;
  • учителя-консультанта или научного руководителя.

В 2022-2023 учебном году в вариативный компонент Типового учебногопланавключенкурс«Глобальные компетенции» в 5-11 классах.

ОбъемучебнойнагрузкиТиповойучебнойпрограммыкурса«Глобальныекомпетенции» составляет в:

5-8классах–0,5часа(одинразвдвенедели),18часов в  учебномгоду

9 классе– 1час внеделю,36часоввучебном году

10-11 классах – 1 час в неделю, 36 часов в учебном году.

Особенности учебного плана начального образования

   Вариативный компонент  в 1-4х классах составляет 2 часа. Часы вариативного компонента отводятся на занятия, развивающие функциональную грамотность: читательскую, естественно-научную, математическую.

Основное среднее образование

В 2022-2023 учебном году в основной   школе продолжится работа в рамках областного проекта «Инженеры будущего», который организуется в целях определения педагогических условии, позволяющих  раскрыть творческий потенциал учащихся в процессе выполнения практических и проектно-исследовательских работ при создании компьютерных 3D моделей, создания  условий для дальнейшей профориентации учащихся.В учебный план включен курс «3D моделирование» в 6-8 классах.

За счет курсов по выборуи лицейского компонента, способствующих формированию функциональной грамотности вводятся курсы «Робототехника» 5-7-х классах, разработан ряд программ для IT- и лицейских классов, связанных с информационными технологиями.

Для  развития у учащихся логического и критического мышления, развитие навыка организации своих мыслей, устной речи и стиля публичного выступления, умения слушать, способности самостоятельно добывать информацию и работать с ней, способности работать в команде в вариативном компоненте 6,7 и 9 классе введен курс «Дебаты»

Для создания условий успешного и эффективного освоения учащимися основ исследовательской и проектной деятельности в вариативном компоненте   9 класса предусмотрена программа «Я – исследователь».

Общее среднее образование

В КГУ «Школа-лицей №14 города Темиртау» на общей средней ступени образования осуществляется профильное обучение по  естественно-математическому направлению физико-математическому профилю и естественно-научному в 10-11 классах. Физико-математической профиль  поддерживается за счет прикладных курсов и курсов лицейского компонента:  «Численные методы физики», «Моделирование жизненных ситуаций средствами математики», «Геоинформационные системы», «Прикладные задачи в биологии», «Химия и охрана окружающей среды»,«Ораторское искусство и наука убеждения».

Для углубленного изучения предметов,  в лицейском классе дополнительно введено 5 часов на организацию факультативов и дополнительных курсов по выбору. Данный компонент плана не является обязательным в учебной нагрузке учащихся и реализуется во второй половине дня и в субботу.

Приложение №1

Класс

 

Перечень кружков и курсов по выбору

 для учащихся 1-4 классов

Кол-во часов в неделю

 

Лицейский компонент

 

Чтение в радость. Воображариум

1

Математическая мастерская (1-2 классы)

1

Простая наука

1

Театральная студия

1

 

 

Приложение №2

Класс

 

Перечень факультативов, кружков

для учащихся 5-9 классов

Кол-во часов в неделю

 

5 класс

Вариативный компонент

Глобальные компетенции

0,5

5  лицейский класс

Вариативный компонент

Глобальные компетенции

0,5

Лицейский компонент

Робототехника

2

 

"Greenlab"

1

 

"Измерения в нашей жизни: навыки, результаты, анализ"

1

 

6

IT класс

Вариативный компонент

 

Глобальные компетенции

0,5

 

Лицейский компонент

Конструирование мобильных приложений средствами  AppInventor

1

 

Основы программирования на языке Java

2

 

"3D -  panoraming"

1

 

6 лицейский класс

Вариативный компонент

Глобальные компетенции

0,5

 

Лицейский компонент

Дебаты

1

 

Измерения в нашей жизни: навыки, результаты, анализ

1

 

Робототехника

2

 

"3D -  panoraming"

1

 

6 класс

Вариативный компонент

Глобальные компетенции

0,5

 

7

IT класс

Лицейский компонент

Конструирование мобильных приложений средствами  AppInventor

1

 

Основы программирования на языке Java

2

 

Робототехника

1

 

7 лицейский класс

Вариативный компонент

Глобальные компетенции

0,5

Лицейский компонент

 

Робототехника

1

 

3D - моделирование

1

 

Дебаты

1

 

Химический практикум

1

 

7 класс

Вариативный компонент

Глобальные компетенции

0,5

 

8 лицейский класс

Вариативный компонент

 Глобальные компетенции

0,5

 

Лицейский компонент

Биология и здоровье

1

 

Конструирование мобильных приложений средствами  AppInventor

1

 

Основы программирования на языке Java

1

 

Сайтостроение

1

 

Arduino инженерное конструирование и  программирование

1

 

8

IT класс

Вариативный компонент

 

Глобальные компетенции

0,5

 

Лицейский компонент

 

Сайтостроение

1

 

Arduino инженерное конструирование и  программирование

1

 

Конструирование мобильных приложений средствами  AppInventor

1

 

3D - моделирование

1

 

Основы программирования на языке Java

1

 

8 класс

Вариативный компонент

Глобальные компетенции

0,5

 

9 лицейский класс

Вариативный компонент

Глобальные компетенции

1

 

Я - исследователь

1

 

Лицейский компонент

"Выбор профессии - startup в будущее"

1

 

"Python для анализа данных"

1

 

Химический практикум: наблюдение, эксперимент, наблюдение

1

 

Закономерности наследственности

1

 

"Конструирование мобильных приложений"

1

 

9

ITкласс

Вариативный компонент

Глобальные компетенции

1

 

Я - исследователь

1

 

Лицейский компонент

Python для анализа данных

2

 

Конструирование мобильных приложений

2

 

Структуры данных в программировании

1

 

9 класс

Вариативный компонент

Глобальные компетенции

1

 

Выбор профессии - startup в будущее

1

 

         

 

 

Приложение №3

 

Класс

 

Перечень прикладных курсов и курсов по выбору

для учащихся 10-11 классов

Кол-во часов в неделю

 

 

10

лицей ский класс

Вариативный компонент

 

 

Глобальные компетенции

1

 

 

Лицейский компонент

 

 

Численные методы физики

1

 

 

Моделирование жизненных ситуаций средствами математики

1

 

 

Введение в анализ данных и машинное обучение

1

 

 

Прикладные задачи в биологии

1

 

 

Химия и охрана окружающей среды

1

 

 

11 класс

Вариативный компонент

 

 

Основы предпринимательства и бизнеса

1

 

 

Лицейский компонент

 

 

Химия и охрана окружающей среды

1

 

 

Моделирование жизненных ситуаций средствами математики

1

 

 

Геоинформационные системы

1

 

 

Прикладные задачи в биологии

1

 

 

Ораторское искусство и наука убеждения

1

 

         

Часы ученического и лицейского компонентов, являясь курсами по выбору, выходят за рамки программного материала, в связи с чем, проводятся во второй половине учебного дня после продолжительной перемены, составляющей не менее 45 минут.

Новости