Флаг – это один из главных символов государства, олицетворяющий его суверенитет и идентичность. Государственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище небесно-голубого цвета с изображением в центре солнца с лучами, под которым – парящий орел (беркут). У древка – вертикальная полоса с национальным орнаментом.
Изображение солнца, его лучей, орла и национального орнамента – цвета золота. Соотношение ширины флага к его длине – 1: 2. Государственный флаг независимого Казахстана был официально принят в 1992 году. Его автором является художник Шакен Ниязбеков.
Герб – один из главных символов государства. Термин «герб» происходит от немецкого слова «erbe» (наследство) и означает наследственный отличительный знак – сочетание фигур и предметов, которым придается символическое значение. История свидетельствует, что еще кочевники эпохи бронзы, проживавшие на территории современного Казахстана, идентифицировали себя с особым символом – тотемом, графическое выражение которого впоследствии получило наименование «тамга». впервые данный термин начал употребляться в Тюркском каганате.
Герб суверенного Казахстана был официально принят в 1992 году. его авторами являются известные архитекторы Жандарбек Малибеков и Шот-Аман Уалиханов
Гимн – это один из главных символов государства. Сам термин «гимн» происходит от греческого слова «gimneo» и означает «торжественная песня». Гимн выступает в качестве важной звуковой символики, имеющей ключевое значение для эффективной социально-политической консолидации и этнокультурной идентификации граждан страны.
В истории независимого Казахстана государственный гимн страны утверждался дважды – в 1992 и в 2006 годах.
После обретения республикой государственного суверенитета в 1992 году был объявлен конкурс на музыку и текст гимна Казахстана. По итогам конкурса было принято решение сохранить музыкальную редакцию гимна Казахской ССР. Таким образом, авторами музыки первого казахстанского гимна стали Мукан Тулебаев, Евгений Брусиловский и Латиф Хамиди. В конкурсе на лучший текст также победил авторский коллектив, представленный известными поэтами: Музафаром Алимбаевым, Кадыром Мырзалиевым, Туманбаем Молдагалиевым и поэтессой Жадырой Дарибаевой.
В целях популяризации звуковой символики страны в 2006 году был принят новый государственный гимн. Его основой стала популярная в народе патриотическая песня «Менiң Қазақстаным». Она была написана в 1956 году Шамши Калдаяковым на стихи Жумекена Нажимеденова. Для придания песне высокого статуса государственного гимна и более торжественного звучания Первый Президент Казахстана - Елбасы Нурсултан Назарбаев доработал первоначальный текст. Парламент Казахстана на совместном заседании палат 6 января 2006 года внес соответствующие поправки в Указ «О государственных символах» и утвердил новый государственный гимн страны.
Срез знаний Государственной символики Республики Казахстан
учащихся 1-4, 5-9 и 10-11 –х классов КГУ «ОШ №1»
(15-16 сентября 2021 г.)
В целях проведения среза знаний учащихся начальной школы государственных символов РК, 15 и 16 сентября 2018 года администрацией школы в составе: заместителя директора по ВР, Исмайловой Ж.О., вожатой школы, Бекеновой А.Ж. и учителя истории Казахстана, Ахметовой Д.Р., был проведен опрос учащихся начальной, средней и старшей школы.
Вопросы, на которые отвечали в рамках проведения среза знаний учащиеся (всего 145 чел.) 1-4 классов школы:
1.Столица Казахстана?
2. Первый Президент РК?
3. Назовите государственные символы РК?
4. Назовите города Казахстана?
5. Какие народы живут в Казахстане?
6. Назовите казахские национальные блюда?
7. Государственный язык Республики Казахстан?
8. Первый космонавт РК?
9. Древнее жилище казахского народа?
10.Автор флага Республики Казахстан?
11.Какие два цвета присутствуют на флаге РК?
12.Что они символизируют?
13.Что символизирует луч и солнце на флаге?
14.Что символизирует парящий орел на флаге РК?
15.Что символизирует орнамент на флаге РК?
Таблица результатов проведенного среза знаний учащихся 1-4 классов:
№ вопроса |
правильных ответов |
% |
неверных ответов |
% |
1 |
145 |
100 |
0 |
0 |
2 |
145 |
100 |
0 |
0 |
3 |
142 |
98 |
3 |
2 |
4 |
144 |
99 |
1 |
1 |
5 |
144 |
99 |
1 |
1 |
6 |
145 |
100 |
0 |
0 |
7 |
145 |
100 |
0 |
0 |
8 |
142 |
98 |
3 |
2 |
9 |
134 |
92,4 |
11 |
7,6 |
10 |
144 |
99 |
1 |
1 |
11 |
140 |
96,5 |
5 |
3,5 |
12 |
137 |
94 |
8 |
6 |
13 |
143 |
98 |
2 |
2 |
14 |
145 |
100 |
0 |
0 |
15 |
145 |
100 |
0 |
0 |
итого качество знаний уч-ся нач.школы: 97% |
Вопросы, на которые отвечали учащиеся 5-9 классов:
1.Кто является автором флага РК? (Шакен Ниязбеков)
2.Сколько проектов участвовало в конкурсе по разработке флага нашей страны? (600)
3.Что символизирует голубой цвет флага: (Неделимость государства и единство народа, уверенность и чистоту помыслов)
4.Что символизирует солнце на влаге? (Символ жизни, богатство государства, материальное благополучие)
5.Что символизирует орёл на флаге? (Государственную власть, символ свободы, материальное благополучие граждан)
6.Что символизирует музыка Гимна РК? (Беззаветную любовь к своей родине, мечты народа Казахстана)
7.В чём отличительная особенность Гимна от Флага и Герба? ( Гимн является олицетворение государства в музыкальном образе, а Герб и Флаг в зрительном)
8.Назовите автора Герба РК? (ЖандарбекМалибеков, Шота Уалиханов)
народным традициям)
9.Что символизируют мифические кони-тулпары? (Истоки кочевой цивилизации, символ дружелюбия
10.Что символизируют золотые крылья тулпаров и звенья их рогов? (Крылья –символ труда и достатка, а семь звеньев призывают к сохранению памяти о семи поколениях предков)
11.Что символизирует на Гербе пятиконечная звезда? (Открытость РК для сотрудничества всем странам)
12.Назовите авторов текста Гимна? (Н. Назарбаев, ЖНажимеденов)
13.Где впервые и когда прозвучал новый Гимн РК? (На инаугурации Президента РК в феврале 2006года)
Таблица результатов проведенного среза знаний учащихся 5-9 классов(127 чел.):
№ вопроса |
правильных ответов |
% |
неверных ответов |
% |
1 |
127 |
100 |
0 |
0 |
2 |
127 |
100 |
0 |
0 |
3 |
120 |
94 |
7 |
6 |
4 |
123 |
97 |
4 |
3 |
5 |
124 |
97 |
3 |
3 |
6 |
127 |
100 |
0 |
0 |
7 |
127 |
100 |
0 |
0 |
8 |
127 |
100 |
0 |
0 |
9 |
127 |
100 |
0 |
0 |
10 |
123 |
97 |
4 |
3 |
11 |
127 |
100 |
0 |
0 |
12 |
124 |
97 |
3 |
3 |
13 |
127 |
100 |
0 |
0 |
итого качество знаний уч-ся нач.школы: 96% |
ТЕСТИРОВАНИЕ учащихся 10-11 классов школы (49 чел.)
«ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»
1. Кто является автором флага РК?
а) Ш.Уалиханов;
б) Ш.Ниязбеков;
в) Ш.Калдаяков;
г) Ж.Малибеков;
д) Н.Назарбаев.
2. Какой размер имеет полотнище флага РК?
а) Ширина – 1м, длина – 2 м.;
б) Ширина – 1,5м, длина – 2 м.;
в) Ширина – 1,5м, длина – 2,5 м.;
г) Ширина – 2 м, длина – 3 м.;
д) Ширина – 1,75, длина 2,5.
3. Кто является автором герба РК?
а) Ш.Уалиханов, Ж.Малибеков;
б) Ш.Калдаяков, Н.Назарбаев;
в) Ш.Ниязбеков, Ж.Малибеков;
г) Ж.Малибеков, Ш.Калдаяков;
д) Ш.Уалиханов, Н.Назарбаев.
4. Кто автор музыки государственного гимна?
а) Ж.Нажемеденов;
б) Н.Назарбаев;
в) Ш.Калдаяков;
г) Ш.Уалиханов;
д) Ж.Малибеков
5. В каком году был принят новый гимн?
а) в 2002 г.;
б) в 2006 г.;
в) в 2008 г.;
г) в 1996 г.;
д) в 2000 г.
6. Когда были приняты государственные символы Республики Казахстан?
а) 4 июня 1992 года;
б) 6 июня 1992 года;
в) 5 июня 1993 года;
г) 4 июля 1992 года;
д) 2 июля 1993 года.
7. Что расположено в верхней части герба?
а) Надпись «Казахстан»;
б) Звезда;
в) Тулпар;
г) Беркут;
д) Солнце.
8. Это слово происходит от немецкого «наследство» и польского «эмблема».
а) Герб;
б) Юрта
в) Гимн;
г) Флаг.
д) Нет правильного ответа.
9) Что изображено на паспорте, удостоверяющем личность гражданина Республики Казахстан?
а) Надпись «Казахстан»;
б) Солнце и орёл;
в) Герб;
г) Звезда;
д) Шанырак.
10. Жадыра Дарибаева приняла участие в создании
а) Герба;
б) Гимна;
в) Байтерека;
г) Флага;
д) Нет правильного ответа.
11. Когда был принят закон «О государственной Независимости Республики Казахстан»?
а) 16 декабря 1991 года;
б) 15 декабря 1992 года;
в) 16 декабря 1992 года.
12. В 2011 году Независимости Республики Казахстан исполняется…
а) 15 лет;
б) 20 лет;
в) 25 лет.
13) Казахские народные музыкальные инструменты - …
а) Домбыра, кобыз, фортепиано, дабыл;
б) Домбыра, дабыл, сабызгы, кобыз;
в) Домбыра, сабызгы, бубен, кобыз.
14) Как называется публичное состязание акынов?
а) Байге;
б) Кыз куу;
в) Айтыс.
15) Стадо овец – это…
а) Отара;
б) Табун;
в) Стая.
16) Одно из мест в Казахстане, где добывают уголь. Его название переводится как две головки соли.
а) Аулиеколь;
б) Экибастуз;
в) Наурзум.
17) Полезное ископаемое, из которого получают удобрение. Его месторождение в Каратау самое большое в мире.
а) Уголь;
б) Нефть;
в) Фосфорит.
18) Символ города Алматы:
а) Яблоко;
б) «Медеу»;
в) Роза.
19) Жаркие и засушливые области в Южной части Казахстана с редкой и скудной растительностью.
а) Степь;
б) Лесостепь;
в) Пустыня.
20 На каком месте в мире находится Казахстан по занимаемой площади?
а) на 7;
б) на 9;
в) на 11.
21. С какими государствами граничит Казахстан?
а) Россия, Китай, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан;
б) Россия, Монголия, Туркменистан, Кыргызстан;
в) Россия, Монголия, Индия, Узбекистан, Туркменистан.
22. Кто автор флага РК?
а) Ниязбеков;
б) Малибеков;
в) Уалиханов.
23. Сколько областей насчитывается в настоящее время в составе Республики Казахстан?
а) 14;
б) 17;
в) 11;
24. Какое животное изображено на Штандарте президента и «Программе 2030»?
а) Беркут;
б) Крылатый конь;
в) Снежный барс.
25. Единственный источник власти по Конституции РК?
а) Президент;
б) Парламент;
в) Народ.
Таблица результатов проведенного среза знаний учащихся 1-4 классов:
№ вопроса |
правильных ответов |
% |
неверных ответов |
% |
1 |
49 |
100 |
0 |
0 |
2 |
49 |
100 |
0 |
0 |
3 |
44 |
90 |
5 |
10 |
4 |
48 |
98 |
1 |
2 |
5 |
47 |
96 |
2 |
4 |
6 |
45 |
92 |
4 |
8 |
7 |
49 |
100 |
0 |
0 |
8 |
49 |
100 |
0 |
0 |
9 |
44 |
90 |
5 |
10 |
10 |
48 |
98 |
1 |
2 |
11 |
47 |
96 |
2 |
4 |
12 |
45 |
92 |
4 |
8 |
13 |
49 |
100 |
0 |
0 |
14 |
49 |
100 |
0 |
0 |
15 |
44 |
90 |
5 |
10 |
16 |
48 |
98 |
1 |
2 |
17 |
47 |
96 |
2 |
4 |
18 |
45 |
92 |
4 |
8 |
19 |
49 |
100 |
0 |
0 |
20 |
49 |
100 |
0 |
0 |
21 |
44 |
90 |
5 |
10 |
22 |
48 |
98 |
1 |
2 |
23 |
47 |
96 |
2 |
4 |
24 |
49 |
100 |
0 |
0 |
25 |
49 |
100 |
0 |
0 |
итого качество знаний уч-ся нач.школы: 95% |
Проверка среза знаний учащихся школы показала высокую результативность. Вопросы, которые у ребят вызывали сложности в ходе проведения среза знаний, были доведены до сведения классных руководителей и предметников, на чьих уроках проговариваются эти необходимые каждому патриоту своей страны, знания.
Повторный срез знаний государственных символов РК запланирован на конец учебного года, ожидаемый результат которого – 100% качество имеющихся знаний обучающихся ОШ №1.