Приходится сто случаев, когда он падает мимо.
Д. Дидро
Одним из приоритетных направлений построения национальной модели образования является подготовка интеллектуальной элиты - молодых людей, способных занять ключевые места в управлении государством, экономике, науке, культуре, искусстве.
Современные тенденции социального развития ставят перед образованием новые задачи – отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе образования. Одаренные дети должны быть в центре специальных педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и процветание нации связанны именно с одаренными молодыми детьми.
Одаренность- это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Цель:
уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных детей), ранней диагностики интеллектуальной одарённости, усиление научно–методического сопровождения по данному направлению;
исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по-своему.
Задачи:
- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;
- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация);
- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).
Принципы работы с одаренными детьми в сфере образования:
1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения (цели, содержание и методы обучения должны способствовать познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся).
2. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения (цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся).
3. Принцип учета возрастных возможностей (соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах).
Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Диагностика способностей учащегося на уроке
Применительно к устным предметам можно предложить следующие формы дигностики способностей и интереса учащихся к предмету:
- наблюдение;
- дежурная группа;
- “пятиминутка”и“минута говорения”;
- ранжирование;
- анкетирование.
Наблюдениеза мыслительной деятельностью: развитие речи, умение излагать свои мысли,сравнивать, анализировать, делать выводы, давать оценку ит.д.Например, предложить алгоритм выполнения домашнего задания, где необходимо не только пересказать, но и оценить события, поработать с источниками информации, высказать свою точку зрения.При выполнении практической работы по географии у учащегося, который увлечён предметом, всегда есть желание выполнить задание творческого уровня.
Дежурная группасостоит из 2-3 учащихся, которым определяется домашнее задание подготовить пересказ близко к тексту. Через выступление в дежурной группе проходят все учащиеся.У одаренных детей рассказ отличается: развита речь, последовательность изложения с использованием типовых планов,дополнительных источников информации, умение делать выводы и защищать собственную позицию. После того, как весь класс прошёл через дежурную группу, можно выявить одарённых детей и в дальнейшем поручать им сложные темы в дежурной группе.
“Пятиминутка” и“минута говорения” диагностирует умения выбирать главное, кратко илагать свои мысли.Учащемуся предлагается письменно изложить всё, что он знает по данному вопросу за 5 минут или устно изложить главное за 1 минуту. Одаренный ребенок успевает за короткий промежуток временине только полностью дать ответ, но и дать собственную оценку явлению или факту.
Ранжированиепредполагает регистрацию активности учащихся на уроках, качество выполнения домашних заданий, дополнение к ответам, интересные вопросы отвечающим ит.д. Повысить оценку в рейтинге можно участием в конкурсах, конференциях, олимпиадах. Таким образом, ранжирование показывает интеллектуальный уровень учащегося на данном этапе обучения и заинтересовывает его в дальнейшем овладении знаниями по данному предмету.
Анкетирование проводится с целью выяснения интересов и способностей учащихся. Например, отвечая на вопрос: “Какие задания вы любите выполнять?”, одаренные учащиеся обязательно отвечают, что им нравятся творческие задания, поисковые задания, задания на рассуждение.
При работе с одаренными детьми придерживаюсь следующих рекомендаций:
1. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.
2. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.
3. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.
4. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг.
Классификация видов одарённости
По степени сформированности: актуальную, потенциальную; способность, одарённость, талант, гениальность.
По виду деятельности и обеспечивающей её сфере психики:
социальную(лидерство, инициативность, предприимчивость),
умственную(умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты),
академическую(ярко выраженные способности учиться),
трудовую (в области практических умений и навыков), творческую (нестандартное мышление и видение мира) в создании духовных ценностей и, наконец, физическую.
По широте проявления в различных видах деятельности:
общую(активность, критичность, быстрота, внимание),
специальную(музыкальную, художественную, математическую, литературную, конструктивно-техническую и т.п.).
Ошибочные концепции проблемы одаренности
1.Неспособных детей нет
Вера в каждого ребёнка не должна мешать истине: от природы нет никаких способностей, есть только задатки, т.е. анатомо-физиологические предпосылки, которые могут перейти в способность при определённых условиях.
2.Для развития умственных способностей нужна усиленная интеллектуальная деятельность
Не любая деятельность развивает способности. Человек -биосоциальное существо, движимое интересами. Есть интерес -горы свернет, нет интереса - нет реагирования.
3. Если ребёнок проявляет себя в спорте, то об умственных способностях можно не "беспокоиться".
Моторная способность является основой общих способностей человека.
4.Одарённые дети - это те, кто мгновенно схватывают, быстрее соображают, лучше всех учатся.
Одарённость может быть академической и творческой. Первые - любимцы школы, вторые - её изгои, странные школьники (Энштейн, Дарвин). Обществу нужны те и другие. Главный вопрос - как создать им равные условия развития.
Целостность человека одарённого достаточно полно описывается тремя понятиями:
энергопотенциал
психомоторика
критичность
Необходимо преодолеть негативное, подозрительное, скептическое отношение нашего общества к одарённым детям. Хотя даровитые юные спортсмены, музыканты, танцоры, певцы вызывают восторг, одобрение и поддержку
Наблюдаемые показатели (характеристики)
Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарён ребёнок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасаюшей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и мн. др.).
Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают - важная характеристика творчески мыслящего человека. Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию. Способность представлять результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий неотдаленных во времени, относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлении.
Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребёнка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) «строить» сложные синтетические конструкции, в характерном для одарённых детей придумывании новых слов для обозначения новых, введённых ими понятий или воображаемых событий.
Способность к оценке. Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.
Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.
Способность рассуждать и мыслить логически. Способность к анализу, синтезу,
классификации явлений, событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.
Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
Настойчивость(целеустремлённость). Способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности несмотря на наличие помех.
Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребёнка.
Требовательностьк результатам собственной деятельности (перфекционизм). Стремление доводить продукты тобой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребёнок не успокаивается до тех пор, пока не доведёт свою работу до самого высокого уровня.
Проектная методика в обучении иностранному языку
Общедидактический принцип |
Типы проектов |
Краткая характеристика |
Доминирующий в проекте метод или вид деятельности. |
Исследовательский |
Требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования |
|
Творческий |
Предполагает творческое оформление результатов, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников, которая развивается, подчиняясь конечному результату |
|
Ролево-игровой |
Предполагает распределение участниками определенных ролей: литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Структура намечается и остается открытой до окончания работы |
|
Информационный (ознакомительно-ориентировочный) |
Предполагает сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Требует хорошо продуманной структуры: цель проекта (предмет информационного поиска), способы обработки информации (анализ, синтез идей, аргументированные выводы) результат информационного поиска (статья, доклад реферат), презентация |
|
Предметно-ориентировочный |
Предполагает четко обозначенный с самого начала результат деятельности ориентированный на социальные интересы самих участников. Требует хорошо продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функции каждого из них |
Предметно-содержательная область
|
Монопроект
|
Проводится в рамках одного учебного предмета. При этом выбирается. При этом выбираются наиболее сложные разделы программы (в курсе ИЯ это темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой), требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением целей, задач проекта, тех знаний, умений, которые ученики в результате должны приобрести |
|
Межпредметный |
Выполняется, как правило, во внеурочное время. Требует очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, хорошо проработанной формы промежуточных и итоговой презентаций |
Характер координации проекта |
С открытойй координацией (непосредственный) |
Предполагает консультационно-координирующую функцию руководителя проекта |
|
Со скрытой координацией (телекоммуникацион-ный проект) |
Координатор выступает как полноправный участник проекта. Предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся -партнеров, организованную на основе компьютерных телекоммуникаций и направленную на достижение общего результата совместной деятельности. Межпредметные проекты требуют привлечение интегрированного знания, в большей степени способствуют диалогу культур |
Характер контактов |
Внутренний (региональный) |
Организуют внутри школы, между школами, классами внутри региона одной страны |
|
Международный |
Предполагает участие школьников из разных стран |
Количество участников проекта |
Личностный |
Проводится индивидуально, между двумя партнерами |
|
Парный |
Проводится между парами участников |
|
Групповой |
Проводится между группами. |
Продолжительность проведения |
Краткосрочный |
Проводится для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы |
|
Средней продолжительности (1-2 мес). |
Междисциплинарный, содержит достаточно значимую проблему |
|
Долгосрочный (до года) |
Междисциплинарный. Содержит достаточно значимую проблему |
Этапы проектирования
Этапы |
Содержание работы |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя
|
|
|||
Этап мотивации и целеполагания |
а) определение темы; б) выявление одной или нескольких проблем; в) уточнение целей коночного результата; г) выбор рабочих групп;
|
Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы |
Мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей проекта. Наблюдает. |
Этап планирования |
а) анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез; б) определение источников информации, способов ее сбора и анализа; в) постановка задач и выбор критериев оценки результатов; г) распределение ролей в команде; |
Выдвигают гипотезы решения проблем, формируют задачи. Определяют источники информации. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха. |
Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает. |
Этапы принятия решений |
а) обсуждение методов проверки принятых гипотез («мозговой штурм»); б) выбор оптимального варианта; в) определение способа представления результата; г) сбор информации – интервью, опросы, наблюдения, эксперименты ; |
Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Уточняют источники информации. |
Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе). Косвенно руководит. |
|
|||
Этап выполнения проекта |
Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнение проекта |
Работают с информацией. Проводят исследования. Синтезируют и анализируют идеи. Оформляют проект. |
Наблюдает. Направляет процесс анализа (если это необходимо). Составляет и заполняет индивидуальные карты текущего контроля за проектной деятельностью на каждого учащегося. |
|
|||
Этап защиты проекта |
а)подготовка и оформление доклада б)обоснование процесса проектирования в)объяснение полученных результатов г)коллективная защита проекта |
Защищают проект |
Наблюдает. Направляет процесс защиты (если необходимо). Задает вопросы в роли рядового участника |
Этап проверки и оценки результатов |
а) анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) б)анализ достижения поставленной цели в) оценка результатов, выявление новых проблем |
Коллективный самоанализ проекта и самооценка. |
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта |
Проектная деятельность
В последние годы все более широкое распространение в практике обучения иностранным языкам находит метод проектов. В чем сущность этого метода?
Проект– слово иноязычное и происходит от латинского «projectus». Уже его прямой перевод объясняет многое – «брошенный вперед».
Метод проектов– способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. Разработка должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
В моей практике мне приходилось работать над научным проектом 2021-2022 учебном году. Под моим руководством ученица 8 класса Ушакова Марина выступила в районном слушании научных проектов на секции «языкознание» по теме «Изучение английского языка с помощью песен, рифм, стихов»где заняла третьеместо.
Научный проект состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
На современном этапе развития школьного образования одной из наиболее актуальных проблем, требующих новых путей решения, является необходимость качественного улучшения знания английского языка. Необходимо разрабатывать и использовать новые подходы и технологии, нацеленные на повышение мотивации учебной деятельности школьников, а соответственно и уровня владения языком. И активные методы обучения отвечают этим требованиям, так как суть их заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся, сделать его активным участником образовательного процесса.
Приемы работы со стихами, песнями и рифмовками сочетаются с другими приёмами и делают урок лёгким, интересным и запоминающимся и вносит живую струю в ход урока, создавая эффект новизны. Любой материал на песенной основе запоминается легче и быстрее, как в работе с младшими детьми, так и с подростками. Грамматика и лексика прочнее откладывается в долговременной памяти обучающихся, совершенствуется произношение.
Хотелось бы отметить, что ребятам нравиться этот вид работы. Заучивание небольших по объему стихотворений и рифмовок не требует от них больших усилий и служит эффективным средством усвоения языкового материала.
Таким образом, стихотворения стимулируют учеников к монологическим и диалогическим высказываниям, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствует развитию как подготовленной, так и неподготовленной речи.
В целом работа по актуальности соответствует требованиям, предъявленным к научным проектам, оценивается как законченное научное исследование, имеющее научную новизну и практическую ценность, и допускается к защите.