back-image
Қарағанды облысы білім басқармасының Осакаров ауданы білім бөлімінің "№18 жалпы білім беретін мектебі" КММ

Қазақ тілінің қолданылу аясын кеңейту

Қазақ тілінің қолдану аясын кеңейту, оның ішінде нашар көретіндер үшін қажетті жағдайлар жасау мақсатында Қазақстан Республикасы Ғылым және жоғары білім министрлігінің Тіл саясаты комитеті қазақ тіліндегі сөйлеуді синтездеу жобасын жүзеге асырды (экран дикторы)

screenreader.tilqazyna.kz
Организации> Қарағанды облысы білім басқармасының Осакаров ауданы білім бөлімінің "№18 жалпы білім беретін мектебі" КММ

Работа с одаренными детьми

Приходится сто случаев, когда он падает мимо.

Д. Дидро

 

Одним из приоритетных направлений построения национальной модели образования является подготовка интеллектуальной элиты - молодых людей, способных занять ключевые места в управлении государством, экономике, науке, культуре, искусстве.

Современные тенденции социального развития ставят перед образованием новые задачи – отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе образования. Одаренные дети должны быть в центре специальных педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и процветание нации связанны именно с одаренными молодыми детьми.

Одаренность- это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Цель:

уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных детей), ранней диагностики интеллектуальной одарённости, усиление научно–методического сопровождения по данному направлению;

исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по-своему.

Задачи:

- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;

- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация);

- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).

Принципы работы с одаренными детьми в сфере образования:

1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения (цели, содержание и методы обучения должны способствовать познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся).

2. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения (цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся).

3. Принцип учета возрастных возможностей (соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах).

Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.

Диагностика способностей учащегося на уроке

Применительно к устным предметам можно предложить следующие формы дигностики способностей и интереса учащихся к предмету:

  • наблюдение;
  • дежурная группа;
  • “пятиминутка”и“минута говорения”;
  • ранжирование;
  • анкетирование.

Наблюдениеза мыслительной деятельностью: развитие речи, умение излагать свои мысли,сравнивать, анализировать, делать выводы, давать оценку ит.д.Например, предложить алгоритм выполнения домашнего задания, где необходимо не только пересказать, но и оценить события, поработать с источниками информации, высказать свою точку зрения.При выполнении практической работы по географии у учащегося, который увлечён предметом, всегда есть желание выполнить задание творческого уровня.

Дежурная группасостоит из 2-3 учащихся, которым определяется домашнее задание подготовить пересказ близко к тексту. Через выступление в дежурной группе проходят все учащиеся.У одаренных детей рассказ отличается: развита речь, последовательность изложения с использованием типовых планов,дополнительных источников информации,  умение делать выводы и защищать собственную позицию. После того, как весь класс прошёл через дежурную группу, можно выявить одарённых детей и в дальнейшем поручать им сложные темы в дежурной группе.

Пятиминутка” и“минута говорения” диагностирует умения выбирать главное, кратко илагать свои мысли.Учащемуся предлагается письменно изложить всё, что он знает по данному вопросу за 5 минут или устно изложить главное за 1 минуту. Одаренный ребенок успевает за короткий промежуток временине только полностью дать ответ, но и дать собственную оценку явлению или факту.

Ранжированиепредполагает регистрацию активности учащихся на уроках, качество выполнения домашних заданий, дополнение к ответам, интересные вопросы отвечающим ит.д. Повысить оценку в рейтинге можно участием в конкурсах, конференциях, олимпиадах. Таким образом, ранжирование показывает интеллектуальный уровень учащегося на данном этапе обучения и заинтересовывает его в дальнейшем овладении знаниями по данному предмету.

Анкетирование проводится с целью выяснения интересов и  способностей учащихся. Например, отвечая на вопрос: “Какие задания вы любите выполнять?”, одаренные учащиеся обязательно отвечают, что им нравятся творческие задания,    поисковые задания, задания на рассуждение.

 

При работе с одаренными детьми придерживаюсь следующих рекомендаций:

1. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.

2. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.

3. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.

4. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг.

 

Классификация видов одарённости

По степени сформированности: актуальную, потенциальную; способность, одарённость, талант, гениальность.

По виду деятельности и обеспечивающей её сфере психики:

социальную(лидерство, инициативность, предприимчивость),

умственную(умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты),

академическую(ярко выраженные способности учиться),

трудовую (в области практических умений и навыков), творческую (нестандартное мышление и видение мира) в создании духовных  ценностей и, наконец, физическую.

 

По широте проявления в различных видах деятельности:

общую(активность, критичность, быстрота, внимание),

специальную(музыкальную, художественную, математическую, литературную, конструктивно-техническую и т.п.).

 

Ошибочные концепции проблемы одаренности

1.Неспособных детей нет

Вера в каждого ребёнка не должна мешать истине: от природы нет никаких способностей, есть только задатки, т.е. анатомо-физиологические предпосылки, которые могут перейти в способность при определённых условиях.

 

2.Для развития умственных способностей нужна усиленная интеллектуальная деятельность

Не любая деятельность развивает способности. Человек -биосоциальное существо, движимое интересами. Есть интерес -горы свернет, нет интереса - нет реагирования.

 

3.  Если ребёнок проявляет себя в спорте, то об умственных  способностях можно не "беспокоиться".

Моторная способность является основой общих способностей человека.

 

4.Одарённые дети - это те, кто мгновенно схватывают, быстрее соображают, лучше всех учатся.

 

Одарённость может быть академической и творческой. Первые - любимцы школы, вторые - её изгои, странные школьники (Энштейн, Дарвин). Обществу нужны те и другие. Главный вопрос - как создать им равные условия развития.

 

Целостность человека одарённого достаточно полно описывается тремя понятиями:

энергопотенциал

психомоторика

критичность

Необходимо преодолеть негативное, подозрительное, скептическое отношение нашего общества к одарённым детям. Хотя даровитые юные спортсмены, музыканты, танцоры, певцы вызывают восторг, одобрение и поддержку

 

Наблюдаемые показатели (характеристики)

 

        Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарён ребёнок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасаюшей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и мн. др.).

Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают - важная характеристика творчески мыслящего человека. Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

        Способность к прогнозированию. Способность представлять результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий неотдаленных во времени, относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлении.

Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребёнка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) «строить» сложные синтетические конструкции, в характерном для одарённых детей придумывании новых слов для обозначения новых, введённых ими понятий или воображаемых событий.

Способность к оценке. Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.

Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически. Способность к анализу, синтезу,
классификации явлений, событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.

    Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

Настойчивость(целеустремлённость). Способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности несмотря на наличие помех.

    Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребёнка.

Требовательностьк результатам собственной деятельности (перфекционизм). Стремление доводить продукты тобой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребёнок не успокаивается до тех пор, пока не доведёт свою работу до самого высокого уровня.

 

Проектная методика в обучении иностранному языку

 

Общедидактический принцип

Типы проектов

Краткая характеристика

Доминирующий в проекте метод или вид деятельности.

Исследовательский

Требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования

 

Творческий

Предполагает творческое оформление результатов, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников, которая развивается, подчиняясь конечному результату 

 

Ролево-игровой

Предполагает распределение участниками определенных ролей: литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Структура намечается и остается открытой до окончания работы

 

Информационный (ознакомительно-ориентировочный)

Предполагает сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Требует хорошо продуманной структуры: цель проекта (предмет информационного поиска), способы обработки информации (анализ, синтез идей, аргументированные выводы) результат информационного поиска (статья, доклад реферат), презентация 

 

Предметно-ориентировочный

Предполагает четко обозначенный с самого начала результат деятельности ориентированный на социальные интересы самих участников. Требует хорошо продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функции каждого из них

Предметно-содержательная область

 

Монопроект 

 

Проводится в рамках одного учебного предмета. При этом выбирается. При этом выбираются наиболее сложные разделы программы (в курсе ИЯ это темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой), требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением целей, задач проекта, тех знаний, умений, которые ученики в результате должны приобрести

 

Межпредметный 

Выполняется, как правило, во внеурочное время. Требует очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, хорошо проработанной формы промежуточных и итоговой презентаций

Характер координации проекта

С открытойй координацией

(непосредственный)

Предполагает консультационно-координирующую функцию руководителя проекта

 

Со скрытой координацией (телекоммуникацион-ный проект)

Координатор выступает как полноправный участник проекта. Предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся -партнеров, организованную на основе компьютерных телекоммуникаций и направленную на достижение общего результата совместной деятельности. Межпредметные проекты требуют привлечение интегрированного знания, в большей степени способствуют диалогу культур

Характер контактов

Внутренний (региональный)

Организуют внутри школы, между школами, классами внутри региона одной страны

 

Международный 

Предполагает участие школьников из разных стран

Количество участников проекта

Личностный

Проводится индивидуально, между двумя партнерами

 

Парный 

Проводится между парами участников

 

Групповой 

Проводится между группами.

Продолжительность проведения

Краткосрочный 

Проводится для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы

 

Средней продолжительности (1-2 мес).

Междисциплинарный, содержит достаточно значимую проблему 

 

Долгосрочный

(до года)

Междисциплинарный. Содержит достаточно значимую проблему 


Этапы проектирования

 

Этапы

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

 

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Этап мотивации и целеполагания

а) определение темы;

б) выявление одной или нескольких проблем;

в) уточнение целей коночного результата;

г) выбор рабочих групп; 

 

Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы

Мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей проекта. Наблюдает.

Этап планирования

а) анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез;

б) определение источников информации, способов ее сбора и анализа;

в) постановка задач и выбор критериев оценки результатов;

г) распределение ролей в команде;

Выдвигают гипотезы решения проблем, формируют задачи. Определяют источники информации. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает. 

Этапы принятия решений

а) обсуждение методов проверки принятых гипотез («мозговой штурм»);

б) выбор оптимального варианта;

в) определение способа представления результата;

г) сбор информации – интервью, опросы, наблюдения, эксперименты ;

Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Уточняют источники информации.

Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе). Косвенно руководит.

  1. ОСНОВНОЙ

Этап выполнения проекта

Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу.

Выполнение проекта

Работают с информацией. Проводят исследования. Синтезируют и анализируют идеи. Оформляют проект.

Наблюдает. Направляет процесс анализа (если это необходимо). Составляет и заполняет индивидуальные карты текущего контроля за проектной деятельностью на каждого учащегося.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Этап защиты проекта

а)подготовка и оформление доклада

б)обоснование процесса проектирования

в)объяснение полученных результатов

г)коллективная защита проекта

Защищают проект

Наблюдает. Направляет процесс защиты (если необходимо). Задает вопросы в роли рядового участника

Этап проверки и оценки результатов

а) анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)

б)анализ достижения поставленной цели

в) оценка результатов, выявление  новых проблем

Коллективный самоанализ проекта и самооценка.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта

Проектная деятельность

В последние годы все более широкое распространение в практике обучения иностранным языкам находит метод проектов. В чем сущность этого метода?

Проект– слово иноязычное и происходит от латинского «projectus». Уже его прямой перевод объясняет многое – «брошенный вперед».

Метод проектов– способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. Разработка должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

 

В моей практике мне приходилось работать над научным проектом 2021-2022 учебном году. Под моим руководством ученица 8 класса Ушакова Марина выступила в районном слушании научных проектов на секции «языкознание» по теме «Изучение английского языка с помощью песен, рифм, стихов»где заняла третьеместо.

Научный проект состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

На современном этапе развития школьного образования одной из наиболее актуальных проблем, требующих новых путей решения, является необходимость качественного улучшения знания английского языка. Необходимо разрабатывать и использовать новые подходы и технологии, нацеленные на повышение мотивации учебной деятельности школьников, а соответственно и уровня владения языком. И активные методы обучения отвечают этим требованиям, так как суть их заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся, сделать его активным участником образовательного процесса.

Приемы работы со стихами, песнями и рифмовками сочетаются с другими приёмами и делают урок лёгким, интересным и запоминающимся и вносит живую струю в ход урока, создавая эффект новизны. Любой материал на песенной основе запоминается легче и быстрее, как в работе с младшими детьми, так и с подростками. Грамматика и лексика прочнее откладывается в долговременной памяти обучающихся, совершенствуется произношение.

 Хотелось бы отметить, что ребятам нравиться этот вид работы. Заучивание небольших по объему стихотворений и рифмовок не требует от них больших усилий и служит эффективным средством усвоения языкового материала.

 Таким образом, стихотворения стимулируют учеников к монологическим и диалогическим высказываниям, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствует развитию как подготовленной, так и неподготовленной речи.

В целом работа по актуальности соответствует требованиям, предъявленным к научным проектам, оценивается как законченное научное исследование, имеющее научную новизну и практическую ценность, и допускается к защите. 

Новости