back-image
КГУ "Общеобразовательная школа №21"

Расширение сферы применения казахского языка

Комитетом языковой политики Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан реализован проект синтеза речи на казахском языке (экранный диктор) с целью расширения сферы применения казахского языка, в том числе создания необходимых условий для слабовидящих.

screenreader.tilqazyna.kz
Организации> КГУ "Общеобразовательная школа №21"
В рамках работы по пожарной безопасности учащихся 2025 – 2026 учебный год
12-11-2025 18:36
В рамках работы по пожарной безопасности учащихся 2025 – 2026 учебный год
(исполнение Плана по проведению Республиканской акции «Месячника пожарной безопасности» обращает внимание на необходимость строгого соблюдения требований пожарной безопасности  в организациях образования)
 
Цель: предотвращение возникновения пожаров и обеспечение безопасности жизни и здоровья учащихся.
 
 
Беседа для учащихся 1-4 классов
 
Тема: «Огонь – друг и враг. Как не допустить беды?»
Цель: Сформировать у детей первоначальные представления о пользе и опасности огня, выработать четкий и простой алгоритм действий при обнаружении пожара.
Форма проведения: Игровая беседа с использованием иллюстраций, загадок, мультфильмов (например, серии «Смешарики. Азбука безопасности»).
 
Ход беседы:
Вводная часть (5 мин):
Загадка: «Красный зверь в печи сидит, красный зверь на всех сердит. Он от злости ест дрова, может, час, а может, два. Ты рукой его не тронь, искусает всю ладонь». (Огонь)
Обсуждение: Где мы встречаемся с огнем? (Плита на кухне, костер на пикнике, свечка, батарея). Огонь – наш друг? Чем он помогает? (Греет, готовит еду, освещает).
 
Основная часть (15 мин):
Переход к опасности: «Но если с другом-огнем поссориться, он может стать страшным врагом».
Обсуждение причин пожара (на картинках):
Игра со спичками и зажигалками.
Включение электроприборов без взрослых.
Поджигание сухой травы, бумаги.
Важное правило: «Спички – не игрушка! Электричество – не игрушка!»
Что делать, если ты увидел огонь или почувствовал дым?
Алгоритм действий (заучить как стишок):
НЕ ПРЯТАТЬСЯ! (Объяснить, почему нельзя прятаться под кровать или в шкаф).
СРАЗУ УБЕГАТЬ из комнаты или квартиры.
ЗАКРЫТЬ ЗА СОБОЙ ДВЕРЬ.
РАССКАЗАТЬ ВЗРОСЛОМУ (соседу, прохожему).
ПОЗВОНИТЬ ПО ТЕЛЕФОНУ 101 или 112 (объяснить, что сказать диспетчеру: назвать адрес, что горит, свою фамилию).
 
Закрепление (5 мин):
Игра «Можно-Нельзя»: учитель называет действие, дети хлопают в ладоши, если можно, и топают, если нельзя.
Включать телевизор? (Спросить: «А самому?» – «Только с взрослыми!»)
Играть со спичками? (Нет!)
Позвать взрослого, если увидел дым? (Да!)
Прятаться в шкафу при пожаре? (Нет!)
 
Итог: Огонь – большая сила. Чтобы он оставался другом, нужно соблюдать правила и быть осторожным.
 
 
Беседа для учащихся 5-8 классов
 
Тема: «Пожарная безопасность: знай, умей, действуй!»
Цель: Углубить знания о причинах пожаров, сформировать навыки безопасного поведения и правильных действий в экстремальной ситуации.
Форма проведения: Интерактивная беседа-диалог с элементами практикума, разбором кейсов.
 
Ход беседы:
Вводная часть (5 мин):
Начать с статистики или короткого новостного сюжета о пожаре с трагическими последствиями (из-за детской шалости, неисправной электропроводки).
Вопрос: «Как вы думаете, почему чаще всего происходят пожары?»
 
Основная часть (20 мин):
Причины пожаров (акцент на "взрослые" темы):
Неосторожное обращение с огнем (костры, мангалы, курение).
Нарушение правил эксплуатации электроприборов (перегрузка сети, использование неисправной техники, оставленные заряжаться телефоны на ночь).
Неисправность электропроводки.
Шалости с пиротехникой (петарды, фейерверки).
Правила поведения при пожаре в школе и дома:
Сообщение о пожаре: Четкий алгоритм звонка в 101 или 112. Что говорить? (Точный адрес, что горит, этаж, есть ли люди внутри, свою фамилию). Важно: не вешать трубку первым!
Эвакуация: По какому пути двигаться? (По плану эвакуации, к основному или запасному выходу). Как двигаться в задымленном помещении? (Пригнуться, дышать через влажную ткань).
Если выход отрезан: Как герметизировать помещение? (Закрыть дверь, заткнуть щели одеждой). Как привлечь внимание? (Подойти к окну, кричать, махать яркой тканью). Категорический запрет на прыжки с высоты!
Первичные средства пожаротушения (демонстрация огнетушителя):
Какие бывают (порошковый ОП, углекислотный ОУ).
Объяснение принципа действия (не детально, но чтобы понимали). Правило: «Не тушить электроприборы под напряжением водой!»
 
Закрепление (5 мин):
Разбор ситуаций: «Что ты сделаешь, если...»
...увидел, что из розетки идет дым?
...проснулся ночью от запаха дыма в квартире?
...закрылся в комнате от огня, а телефон сел?
 
Итог: Ваша жизнь в ваших руках. Знание и соблюдение этих правил – это не просто формальность, а реальный шанс спасти себя и помочь другим.
 
 
Беседа для учащихся 9-11 классов
 
Тема: «Пожарная безопасность: правовые аспекты, ответственность и алгоритмы спасения»
Цель: Сформировать осознанное отношение к пожарной безопасности как к элементу взрослой жизни, разъяснить правовую и гражданскую ответственность.
Форма проведения: Лекция-дискуссия, круглый стол, возможно с приглашением сотрудника МЧС.
 
Ход беседы:
Вводная часть (5 мин):
Обсуждение: Пожарная безопасность – это чья ответственность? (Государства, школы, а лично ваша?).Тезис: В вашем возрасте знания о ПБ – это уже не просто правила, а инструмент для принятия взвешенных решений, возможно, для спасения жизни.
 
Основная часть (25 мин):
Юридический блок: Административная ответственность.  Уголовная ответственность  за нарушение правил пожарной безопасности.
Уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности и за ложный вызов пожарных может наступить, если эти действия привели к тяжким последствиям, таким как крупный ущерб, причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека.
 
За нарушение правил пожарной безопасности
Административная ответственность: Нарушения, не повлекшие тяжких последствий, влекут административную ответственность, включая штрафы.
Ложный вызов пожарных является административным правонарушением, за которое предусмотрен штраф (статья 438 КоАП РК).
 
Уголовная ответственность:
Для ложного вызова предусмотрена уголовная ответственность по статье 273 УК РК за заведомо ложное сообщение об акте терроризма (штраф до 5000 МРП или лишение свободы до 5 лет).
Нарушения правил пожарной безопасности, если они повлекли тяжкие последствия, рассматриваются  по статье 292 УК РК, которая предусматривает лишение свободы на срок до 10 лет. 
В случае смерти человека или причинения тяжкого вреда здоровью наказание может быть до 10 лет лишения свободы.
В зависимости от тяжести последствий, наказание может варьироваться. 
 
Тактический блок (углубленно):
Оценка обстановки: Как определить, можно ли тушить самостоятельно? (Огонь не выше тебя, нет сильного задымления). Главный принцип: СНАЧАЛА ЭВАКУАЦИЯ, ПОТОМ ТУШЕНИЕ.
Поведение в толпе при панике: Основные правила (не идти против толпы, держаться края, скрестить руки на груди, чтобы не сдавили грудную клетку).
Оказание первой помощи: Что делать при ожогах? (Охлаждать проточной водой 10-15 мин, НЕ смазывать маслом!). Что делать при отравлении угарным газом? (Вынести на свежий воздух).
 
Социальный блок:
Обсуждение причин пожаров, характерных для молодежи: небрежность при курении, алкогольное опьянение, эксперименты с горючими веществами, пиротехникой.
Обсуждение моральной ответственности за жизнь других людей (младших братьев, сестер, друзей).
 
Дискуссия и закрепление (10 мин):
Кейс-задачи:
«Вы в торговом центре, сработала пожарная сигнализация. Ваши действия от начала и до выхода в безопасную зону?»
«На вечеринке в квартире друзей загорелся телевизор. Хозяин в панике. Ваш план действий?»
Вопрос: «Почему, по вашему мнению, даже взрослые люди часто пренебрегают правилами пожарной безопасности?»
 
Итог: Быть взрослым – значит нести ответственность. В том числе и за свою безопасность. Эти знания – не для галочки, они формируют ваш кругозор и готовность к действиям в чрезвычайной ситуации, что является признаком зрелой личности.
Новости