back-image
Қарағанды облысы білімбасқармасының Осакаров ауданы білім бөлімінің "№10 жалпыбілім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі.

Қазақ тілінің қолданылу аясын кеңейту

Қазақ тілінің қолдану аясын кеңейту, оның ішінде нашар көретіндер үшін қажетті жағдайлар жасау мақсатында Қазақстан Республикасы Ғылым және жоғары білім министрлігінің Тіл саясаты комитеті қазақ тіліндегі сөйлеуді синтездеу жобасын жүзеге асырды (экран дикторы)

screenreader.tilqazyna.kz
Организации> Қарағанды облысы білімбасқармасының Осакаров ауданы білім бөлімінің "№10 жалпыбілім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі.

Предметно-развивающая среда в мини-центра «Айналайын»

Дәреже: Предметно-развивающая среда в мини-центра «Айналайын» при КГУ «Общеобразовательная школа № 10»

 

Воспитательно-образовательный процесс в дошкольных организациях и предшкольных классах школ осуществляется за счет правильной организации предметно-развивающей среды, соответстующей требованиям.

Предметно-пространственная развивающая среда – среда с разнообразными материалами, спланированная для поддержания детской инициативы, обеспечивающая свободный доступ к предметам и игрушкам и возможность самостоятельно выбирать занятия, и реализовывать свои идеи в течение дня.

Развивающая среда позволяет ребенку использовать свои способности, играть, исходя из своих интересов и возможностей под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. При таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм развития, ориентированный на результат. Ребенок мотивирован на осуществление задуманной цели.

Развивающая среда дает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая среда должна обеспечивать:

- реализацию задач Типовой программы;

- в случае организации инклюзивного образования –необходимые для него условия;

- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- учет возрастных особенностей детей.

Общие требования к предметно-пространственной развивающей среде:

 

- безопасность (безопасность предметов и устойчивое размещение мебели);

- содержательность (соответствие предметов и игрушек, книг, материалов, инструментов возрасту детей и содержанию Типовой программы);

- многообразность (наличие у всех воспитанников оборудования для развития игровой, творческой, исследовательской, познавательной деятельности и двигательной активности, в том числе крупной и мелкой моторики, организации подвижных игр и соревнований, экспериментов с доступными для детей материалами, в том числе песком, водой (в группе, коридоре, на игровой площадке);

- доступность (доступность всех групповых комнат, кабинетов, игр и игрушек в коридорах, материалов, инструментов, в которых осуществляется образовательная деятельность для всех детей, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями);

- вариативность (игровая деятельность, наличие зон для творческой деятельности, уединения и много другого, а также наличие различных материалов, игр, игрушек и оборудования);

- многофункциональность (возможность разнообразного использования детской мебели, ширм для театрализованных представлений и др., наличие в группе натуральных материалов, которые можно использовать в различных видах детского творчества, заменяющих предметы, используемых в играх);

Мебель и оборудование соответствуетросту и возрасту детей, безопасная, эстетически привлекательнаяи развивающая.

Оформление групповой комнаты интересная, полезнаядля детей и соотвествуетих возрасту.  Группа, коридор оформлены работами детей, для того, чтобы они самостоятельно могли анализировать собственные работы и при этом развивались речь, мышление, познавательный интерес детей.

   Материалы небольшие по размеру, альбомы с большим количеством деталей расположены низко, чтобы дети могли рассмотреть детали.

Группа разделена на центры интересов для полноценного развития и раскрытия потенциала на основе общечеловеческих и национальных ценностей с учетом интересов, особенностей и потребностей каждого ребенка, определенных в Типовой учебной программе.

При планировании центров учли  то, чтобы дети, занятые определенным видом деятельности в одном центре, не мешали детям, играющим в другом центре, и пространство должно быть обустроено так, что проход по помещению не прекрывал ход игры или вида деятельности. Выделять центры можно при помощи низких стеллажей, столов, игровым оборудованием или с помощью мягких ковриков. Игровой центр создан и в спальне. Игровой материал в центрах интересов разнообразен, хорошо организован, в достаточном количестве для самостоятельного использования детьми и храниться в доступном для них месте. В качестве мягких ковриков  используем көрпе, украшенные казахскими орнаментами. Для пошива көрпе, были вовлечения родители.

В центре сюжетно-ролевых игр разместилиследующие материалы и игрушки в соответствии с возрастом детей: куклы в национальной и сезонной одежде, игровой набор «юрта и ее оборудование», игрушечная мебель, набор игрушечной посуды, машинки (легковые, грузовые, специальные), набор транспорта (воздушные, наземные, водные), иллюстрированные альбомы о родном крае, муляжи овощей и фруктов.

Уголоком  уединенияявляется казахскаянациональнаяюрта, украшенной орнаментами. Уголок уединения оборудованподушечками, казахскими национальными корпе, а также мягкими игрушками.

Книжный уголокпозволяет детям самостоятельно рассматривать книги, анализировать в них знакомые произведения друг с другом,педагогу необходимо ежедневно читать детям книги, способствовать получению детьми впечатлений от прочитанных, прослушанных произведений, заучивать стихи, потешки, соотвествующие возрасту детей, показывать иллюстрации в книгах и комментировать их, слушать мнение детей, выбирать интересные для детей книги и аудиопроизведения.Книжный уголокдает детям возможность самостоятельно совместно со сверстниками рассматривать книги, повторять в играх действия героев прослушанных произведений или самостоятельно обыграть роль героя в игре и т.д.Для детей будет удобно разместить книжный уголок рядом с уголком уединения.

В центре для развития познавательных и интеллектуальных навыковразмещаются игровые материалы для развития мелкой моторики рук в соответствии с возрастом детей: дидактические игры (счет, цвет, размер, геометрические фигуры, живая и неживая природа, времена года, ориентировка в пространстве и времени), игровые дидактические материалы для сенсорного развития (визуальные, аудиальные, тактильные), конструктор с крупными деталями (пластмассовые, деревянные), набор геометрических фигур демонстрационный и раздаточный, набор плоскостных геометрических фигур, мерные стаканчики и ложки с материалами для измерения объема, предметные картинки с изображением предметов разной формы, касса цифр, счетный материал, счетные палочки, коврик игровой для изучения чисел.Центр интеллектуальных и познавательных навыковнеобходимо оборудовать детской мебелью, а также мягкими ковриками.

Центр конструирования– конструкторы с  пластмассовыми деталями, крупные и мелкие строительные материалы, котороые удобно использовать не только сидя за столом, но и на мягком коврике на полу, чтобы дети могли строить разные конструкции, которые не будут мешать другим детям.Такой центр имеет большое значение для развития детского творчества, навыков конструирования.

Материалы, связанные с уголком природывключает в себя: 1) живых существ, за которыми дети будут наблюдать и ухаживать за ними (комнатные растения); 2) природные объекты (листья, шишки, камушки, ракушки, семена, крупы, мел, перья, уголь, микроскопы, коллекция гербариев и др.); 3) календарь природы, книги о природе (в том числе говорящие книги), детские энциклопедии о животных, растениях, насекомых; 4) инструменты для проведения экспериментов по темам «звук», «вода и воздух», «тепло», а также магнит, мерные стаканчики, фартуки из ткани и клеенки, инвентарь для уборки (таз, тряпки, щетки), лейки, палочки для окучивания, набор инструментов для ухода за растениями и многое другое; 5) песок.

Для всестороннего развития познавательных интересов и любознательности, самостоятельности, исследовательской деятельности творческих навыков детей организованцентр творчества.

Центр творчестваформирует интерес детей к красоте окружающей среды, способствует удовлетворению потребностей детей в создании образа самостоятельно. Здесь дети с интересом рисуют, лепят, выполняют аппликации.

Материалы и инструменты для творческой деятельности включают в себя:

- карандаши (простые, цветные), мелки, краски, гуашь, кисти, линейки, салфетки, стаканы пластмассовые;

- пластилин, тесто, глина, дерево, клей;

- крупные трафареты с фигурами;

- раскраски;

- цветная бумага, цветной и белый картон, ткань, клей, ножницы, клейкая лента;

- различные природные материалы для исследования, изучения и для изготовления поделок;

- фартуки из материала или клеенки;

- уборочный инвентарь (таз, тряпки, щетки);

- дидактические игры;

- альбомы с образцами народно-прикладного искусства, иллюстрации известных художников;

- детские музыкальные шумовые инструменты, погремушки разного вида, музыкальные игрушки, колокольчики.

Все материалы и инструменты должны находиться в доступном для детей месте.

Для ознакомления с предметами быта и традициями казахского народа, приобщения к истории и культуре Родины и формирования уважительного отношения к ней, расширения представлений о родном крае создануголок изучения казахского языка. Оборудован, предметами быта казахского народа, украшениями, национальной одеждой и многим другим. А также оборудовать места для игры в национальные игры казахского народа («асық», «бес тас»)

Мобильная библиотека. В коридоре открытамобильнаябиблиотека,чтобы дети слушали, понимали и рассказывали содержание художественного произведения, а также развивали речь детей и поддерживали интерес ребенка к сказкам и книгам.

Новости