Воспитательно-образовательный процесс в дошкольных организациях и предшкольных классах школ осуществляется за счет правильной организации предметно-развивающей среды, соответстующей требованиям.
Предметно-пространственная развивающая среда – среда с разнообразными материалами, спланированная для поддержания детской инициативы, обеспечивающая свободный доступ к предметам и игрушкам и возможность самостоятельно выбирать занятия, и реализовывать свои идеи в течение дня.
Развивающая среда позволяет ребенку использовать свои способности, играть, исходя из своих интересов и возможностей под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. При таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм развития, ориентированный на результат. Ребенок мотивирован на осуществление задуманной цели.
Развивающая среда дает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая среда должна обеспечивать:
- реализацию задач Типовой программы;
- в случае организации инклюзивного образования –необходимые для него условия;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей.
Общие требования к предметно-пространственной развивающей среде:
- безопасность (безопасность предметов и устойчивое размещение мебели);
- содержательность (соответствие предметов и игрушек, книг, материалов, инструментов возрасту детей и содержанию Типовой программы);
- многообразность (наличие у всех воспитанников оборудования для развития игровой, творческой, исследовательской, познавательной деятельности и двигательной активности, в том числе крупной и мелкой моторики, организации подвижных игр и соревнований, экспериментов с доступными для детей материалами, в том числе песком, водой (в группе, коридоре, на игровой площадке);
- доступность (доступность всех групповых комнат, кабинетов, игр и игрушек в коридорах, материалов, инструментов, в которых осуществляется образовательная деятельность для всех детей, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями);
- вариативность (игровая деятельность, наличие зон для творческой деятельности, уединения и много другого, а также наличие различных материалов, игр, игрушек и оборудования);
- многофункциональность (возможность разнообразного использования детской мебели, ширм для театрализованных представлений и др., наличие в группе натуральных материалов, которые можно использовать в различных видах детского творчества, заменяющих предметы, используемых в играх);
Мебель и оборудование соответствуетросту и возрасту детей, безопасная, эстетически привлекательнаяи развивающая.
Оформление групповой комнаты интересная, полезнаядля детей и соотвествуетих возрасту. Группа, коридор оформлены работами детей, для того, чтобы они самостоятельно могли анализировать собственные работы и при этом развивались речь, мышление, познавательный интерес детей.
Материалы небольшие по размеру, альбомы с большим количеством деталей расположены низко, чтобы дети могли рассмотреть детали.
Группа разделена на центры интересов для полноценного развития и раскрытия потенциала на основе общечеловеческих и национальных ценностей с учетом интересов, особенностей и потребностей каждого ребенка, определенных в Типовой учебной программе.
При планировании центров учли то, чтобы дети, занятые определенным видом деятельности в одном центре, не мешали детям, играющим в другом центре, и пространство должно быть обустроено так, что проход по помещению не прекрывал ход игры или вида деятельности. Выделять центры можно при помощи низких стеллажей, столов, игровым оборудованием или с помощью мягких ковриков. Игровой центр создан и в спальне. Игровой материал в центрах интересов разнообразен, хорошо организован, в достаточном количестве для самостоятельного использования детьми и храниться в доступном для них месте. В качестве мягких ковриков используем көрпе, украшенные казахскими орнаментами. Для пошива көрпе, были вовлечения родители.
В центре сюжетно-ролевых игр разместилиследующие материалы и игрушки в соответствии с возрастом детей: куклы в национальной и сезонной одежде, игровой набор «юрта и ее оборудование», игрушечная мебель, набор игрушечной посуды, машинки (легковые, грузовые, специальные), набор транспорта (воздушные, наземные, водные), иллюстрированные альбомы о родном крае, муляжи овощей и фруктов.
Уголоком уединенияявляется казахскаянациональнаяюрта, украшенной орнаментами. Уголок уединения оборудованподушечками, казахскими национальными корпе, а также мягкими игрушками.
Книжный уголокпозволяет детям самостоятельно рассматривать книги, анализировать в них знакомые произведения друг с другом,педагогу необходимо ежедневно читать детям книги, способствовать получению детьми впечатлений от прочитанных, прослушанных произведений, заучивать стихи, потешки, соотвествующие возрасту детей, показывать иллюстрации в книгах и комментировать их, слушать мнение детей, выбирать интересные для детей книги и аудиопроизведения.Книжный уголокдает детям возможность самостоятельно совместно со сверстниками рассматривать книги, повторять в играх действия героев прослушанных произведений или самостоятельно обыграть роль героя в игре и т.д.Для детей будет удобно разместить книжный уголок рядом с уголком уединения.
В центре для развития познавательных и интеллектуальных навыковразмещаются игровые материалы для развития мелкой моторики рук в соответствии с возрастом детей: дидактические игры (счет, цвет, размер, геометрические фигуры, живая и неживая природа, времена года, ориентировка в пространстве и времени), игровые дидактические материалы для сенсорного развития (визуальные, аудиальные, тактильные), конструктор с крупными деталями (пластмассовые, деревянные), набор геометрических фигур демонстрационный и раздаточный, набор плоскостных геометрических фигур, мерные стаканчики и ложки с материалами для измерения объема, предметные картинки с изображением предметов разной формы, касса цифр, счетный материал, счетные палочки, коврик игровой для изучения чисел.Центр интеллектуальных и познавательных навыковнеобходимо оборудовать детской мебелью, а также мягкими ковриками.
Центр конструирования– конструкторы с пластмассовыми деталями, крупные и мелкие строительные материалы, котороые удобно использовать не только сидя за столом, но и на мягком коврике на полу, чтобы дети могли строить разные конструкции, которые не будут мешать другим детям.Такой центр имеет большое значение для развития детского творчества, навыков конструирования.
Материалы, связанные с уголком природывключает в себя: 1) живых существ, за которыми дети будут наблюдать и ухаживать за ними (комнатные растения); 2) природные объекты (листья, шишки, камушки, ракушки, семена, крупы, мел, перья, уголь, микроскопы, коллекция гербариев и др.); 3) календарь природы, книги о природе (в том числе говорящие книги), детские энциклопедии о животных, растениях, насекомых; 4) инструменты для проведения экспериментов по темам «звук», «вода и воздух», «тепло», а также магнит, мерные стаканчики, фартуки из ткани и клеенки, инвентарь для уборки (таз, тряпки, щетки), лейки, палочки для окучивания, набор инструментов для ухода за растениями и многое другое; 5) песок.
Для всестороннего развития познавательных интересов и любознательности, самостоятельности, исследовательской деятельности творческих навыков детей организованцентр творчества.
Центр творчестваформирует интерес детей к красоте окружающей среды, способствует удовлетворению потребностей детей в создании образа самостоятельно. Здесь дети с интересом рисуют, лепят, выполняют аппликации.
Материалы и инструменты для творческой деятельности включают в себя:
- карандаши (простые, цветные), мелки, краски, гуашь, кисти, линейки, салфетки, стаканы пластмассовые;
- пластилин, тесто, глина, дерево, клей;
- крупные трафареты с фигурами;
- раскраски;
- цветная бумага, цветной и белый картон, ткань, клей, ножницы, клейкая лента;
- различные природные материалы для исследования, изучения и для изготовления поделок;
- фартуки из материала или клеенки;
- уборочный инвентарь (таз, тряпки, щетки);
- дидактические игры;
- альбомы с образцами народно-прикладного искусства, иллюстрации известных художников;
- детские музыкальные шумовые инструменты, погремушки разного вида, музыкальные игрушки, колокольчики.
Все материалы и инструменты должны находиться в доступном для детей месте.
Для ознакомления с предметами быта и традициями казахского народа, приобщения к истории и культуре Родины и формирования уважительного отношения к ней, расширения представлений о родном крае создануголок изучения казахского языка. Оборудован, предметами быта казахского народа, украшениями, национальной одеждой и многим другим. А также оборудовать места для игры в национальные игры казахского народа («асық», «бес тас»)
Мобильная библиотека. В коридоре открытамобильнаябиблиотека,чтобы дети слушали, понимали и рассказывали содержание художественного произведения, а также развивали речь детей и поддерживали интерес ребенка к сказкам и книгам.