Проблемная тема методического объединения естественно-математического цикла «Развитие ключевых компетенций обучающихся через предметы естественно-математического цикла при применение мультимедийных техник и технологий».
Цель –созданий условий для развития компетенций учащихся через применение мультимедийных средств обучения.
КГУ «Общеобразовательная школа №13» отдела образования г. Сарани
управления образования Карагандинской области
Справка
«Состояние преподавания предметов естественно-математического цикла»
Согласно, плана ВШК с 10.10. по 20.10 на контроле стоял вопрос «Состояние преподавания предметов естественно-математического цикла». В рамках контроля была проведена следующая работа:
- проверено календарно-тематическое планирование педагогов, заполнение электронной системы;
- посещены и проанализированы уроки;
- проверены тетради учащихся.
Кадровый потенциал педагогов. Из 9 педагогов, преподающих предметы естественно-математического цикла, 2 педагога – совместители («Физика»); все имеют высшее образование; 4 педагога имеют квалификационную категорию «педагог-исследователь», 1 – «педагог-эксперт», 2 – «педагог-модератор», 2 – «педагог». Все педагоги своевременно проходят курсы повышения квалификации.
Качество знаний учащихся по предметам учебного плана естественно-математического цикла по итогам 2022-2023 учебного года:
Предмет/ параметры |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
«Математика. Алгебра. Алгебра и начала анализа» |
|||||||
Количество учащихся |
54 |
40 |
63 |
43 |
45 |
12 |
9 |
«5» |
12 |
6 |
13 |
5 |
6 |
2 |
2 |
«4» |
21 |
16 |
22 |
12 |
12 |
3 |
4 |
«3» |
21 |
17 |
26 |
25 |
27 |
7 |
3 |
Качество |
61% |
56% |
57% |
40% |
40% |
41% |
66% |
«Геометрия» |
|||||||
Количество учащихся |
|
|
63 |
43 |
45 |
12 |
9 |
«5» |
|
|
15 |
4 |
6 |
2 |
2 |
«4» |
|
|
19 |
11 |
14 |
3 |
4 |
«3» |
|
|
27 |
27 |
25 |
7 |
3 |
Качество |
|
|
55% |
35% |
44% |
41% |
66% |
«Информатика» |
|||||||
Количество учащихся |
54 |
40 |
63 |
43 |
45 |
12 |
9 |
«5» |
17 |
17 |
22 |
7 |
6 |
5 |
3 |
«4» |
29 |
17 |
27 |
17 |
27 |
4 |
6 |
«3» |
6 |
5 |
12 |
19 |
12 |
3 |
0 |
Качество |
88% |
87% |
80% |
55% |
73% |
75% |
100% |
«География.» |
|||||||
Количество учащихся |
|
|
63 |
43 |
45 |
12 |
9 |
«5» |
|
|
18 |
3 |
6 |
4 |
2 |
«4» |
|
|
24 |
13 |
17 |
5 |
5 |
«3» |
|
|
20 |
26 |
22 |
3 |
2 |
Качество |
|
|
67% |
38% |
51% |
75% |
77% |
«Естествознание. Биология.» |
|||||||
Количество учащихся |
54 |
40 |
63 |
43 |
45 |
12 |
9 |
«5» |
16 |
6 |
15 |
2 |
6 |
2 |
3 |
«4» |
21 |
17 |
20 |
12 |
12 |
4 |
3 |
«3» |
16 |
16 |
26 |
28 |
27 |
6 |
3 |
Качество |
69% |
59% |
57% |
33% |
40% |
50% |
66% |
«Химия» |
|||||||
Количество учащихся |
|
|
63 |
43 |
45 |
12 |
9 |
«5» |
|
|
17 |
2 |
6 |
3 |
3 |
«4» |
|
|
22 |
14 |
17 |
5 |
3 |
«3» |
|
|
22 |
26 |
22 |
4 |
3 |
Качество |
|
|
63% |
38% |
51% |
66% |
66% |
«Физика» |
|||||||
Количество учащихся |
|
|
63 |
43 |
45 |
12 |
9 |
«5» |
|
|
16 |
1 |
5 |
3 |
1 |
«4» |
|
|
26 |
14 |
12 |
2 |
3 |
«3» |
|
|
19 |
27 |
28 |
7 |
5 |
Качество |
|
|
68% |
35% |
37% |
41% |
44% |
Качество знаний учащихся по итогам 2022-2023 учебного года в разрезе педагогов:
ФИО педагога |
Предмет |
Качество знаний 2022-2023 уч. год |
||||
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
3 четверть |
Год |
||
Бут М.В. |
Математика |
57,4% |
48,6% |
50,0% |
55,6% |
54,3% |
Алгебра |
44,5% |
44,3% |
49,5% |
44,2% |
47,7% |
|
Геометрия |
46,6% |
40,9% |
47,1% |
43,8% |
45.4% |
|
Информатика |
|
79,6% |
|
72,3% |
78,8% |
|
Ганюшина Н.М. |
Математика |
43,6% |
66,8% |
59,9% |
59,4% |
65,1% |
Алгебра |
21,3% |
44,4% |
48,1% |
48,1% |
51,2% |
|
Алгебра и начала анализа |
45,6% |
48,6% |
54,2% |
58,3% |
54,2% |
|
Геометрия |
39,7% |
42,0% |
51,6% |
52,6% |
52,2% |
|
Информатика |
88,9% |
91,3% |
100% |
71,5% |
91,3% |
|
Аубакирова А.Б. |
Информатика |
61,5% |
72.8% |
75,0% |
73,9% |
74,6% |
Макаренко Т.Я. |
Химия |
41,5% |
34,2% |
34,2% |
33,3% |
38,1% |
Разагулова Г.Б. |
Химия |
50,4% |
56,3% |
59,4% |
69,6% |
61,5% |
Подгорная Т.М. |
География |
55,8% |
60,3% |
50,2% |
57,3% |
61,9% |
Естествознание |
80,8% |
60,4% |
65,4% |
59,6% |
70,4% |
|
Черская Е.В. |
Химия |
|
56,7% |
|
59,0% |
63,9% |
Биология |
38,3% |
37,9% |
47,3% |
46,1% |
49,5% |
|
Естествознание |
53,9% |
42,5% |
52,6% |
53,9% |
58,9% |
На протяжении всего 2022-2023 учебного года учащиеся показывали хороший процент качества знаний по предметам. почти во всех классах этот показатель был нестабильный, кроме предметам «Алгебра» (учитель Ганюшина Н.М.), «Химия» (учитель Черская Е.В.).
Качество знаний учащихся по итогам 1 четверти 2023-2024 учебного года:
ФИО педагога |
Предмет |
Качество знаний учащихся 1 четверть |
|
|
||||
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
10 класс |
11 класс |
||
Бут М.В. |
Математика |
|
47,4% |
|
|
|
|
|
Алгебра |
|
|
|
58,6% |
31,6% |
|
|
|
Геометрия |
|
|
|
60,3% |
34,2% |
|
|
|
Ганюшина Н.М. |
Математика |
66,1% |
63,2% |
|
|
|
|
|
Алгебра |
|
|
35,9% |
|
|
43,8% |
41,7% |
|
Геометрия |
|
|
41,0% |
|
|
46,7% |
41,7% |
|
Подгорная Т.М. |
География |
|
|
38,5% |
53,5% |
|
41,2% |
|
Кожамситов Р.Б. |
География |
|
|
|
|
50,0% |
|
66,7% |
Подгорная Т.М. |
Естествознание |
84,1% |
50,9% |
|
|
|
|
|
Черская Е.В. |
Биология |
|
|
41,0% |
56,9% |
24,3% |
37,5% |
50,0% |
Макаренко Т.Я. |
Химия |
|
|
|
|
34,2% |
|
|
Разагулова Г.Б |
Химия |
|
|
|
|
|
31,3% |
66,7% |
Черская Е.В. |
Химия |
|
|
|
58,6% |
|
|
|
Толеуова А.А. |
Физика |
|
|
|
60,3% |
36,6% |
37,5% |
66,7% |
Из приведённой таблицы видно, что по итогам 1 четверти учащиеся показали неплохое качество знаний по предметам ЕМЦ, Ниже общего показателя данные по 9 классам: «Биология» (24,3%), «Алгебра» (31,6%); в 10а классе – «Химия» (31,3%).
Проверка календарно-тематического планирования. Цель: соответствие календарно-тематического планирования учебной программе, утверждённому расписанию. Посредством автоматизированной системы «Billimal» было проверено календарно-тематическое планирование педагогов естественно-математического цикла. В ходе проверки выявлены следующие замечания:
- указана праздничная дата в журнале («Математика» 5абв класс, «Алгебра» 7аб класс, «Алгебра и начала анализа» 11а класс – учитель Ганюшина Н.М.; «Биология» 10а класс, 11а класс, учитель – Черская Е.В.);
-не соответствие дат календарного планирования расписанию занятий («География» 10а класс, учитель –Подгорная Т.М.; «Физика» 9аб класс, учитель Толеуова А.А.);
- календарно-тематическое планирование не заполнено на весь год («Физика» 8абв классы, 9аб классы, 10а класс, 11а класс – учитель Толеуова А.А.);
Были посещены и проанализированы уроки:
Ганюшина Н.М. – 11а класс, «Алгебра» - «Оценка числовых характеристик случайной величины по выборочным данным»; 10а класс, «Геометрия» - Взаимное расположение прямой и плоскости»; 5в класс «Математика» - «Обыкновенные дроби. Чтение и запись обыкновенных дробей»
Бут М.В.- 6в класс, «Математика» - Сложение чисел с помощью координатной прямой»
Макаренко Т.Я. – 9а класс, «Химия» - «Скорость химической реакции».
Разагулова Г.Б. – 11а класс, «Химия» - «Свойства и применение жиров».
Подгорная Т.М. – 5в класс, «Естествознание» - «План местности. Условные знаки»; 6б класс, «Естествознание» - «Способы изображения земной поверхности»
Черская Е.В. – 7б класс, «Биология» - «Значение воды для живых организмов»; 9а класс, «Биология» - «Внешние и внутренние факторы, влияющие на транспирацию»; 8а класс, «Химия» - «Реакции металлов с растворами кислот».
Темы уроков Ганюшиной Н.М., Бут М.В., Подгорной Т.М., Макаренко Т.Я., Разауловой Г.Б. соответствуют календарно-тематическому планированию, темы уроков у Черской Е.В. не соответствуют календарно-тематическому планированию (7б класс - сдвоенные темы уроков), 8а класс (тема предыдущего урока), 9а класс (тема предыдущего урока). В краткосрочном планировании педагогов Макаренко Т.Я. и Черской Е.В. не указана дата проведения урока, класс и ФИО педагога.
Анализ посещённых уроков. Всё среднесрочное планирование педагогов составлено по рекомендациям приказа Министра образования №130 от 06.04.2020 г. При планировании уроков педагогами учитывается адаптация учебной программы к данному классу, доступность и научность содержания; проведение формативного оценивания; вариативность контроля. Посещенные уроки показали, что все педагоги хорошо знают свой предмет,
разнообразят формы и методы преподавания с учетом особенностей учащихся класса,
развивают творческие способности школьников на основе активизации их деятельности.
Учителя в системе используют различные методы и формы проверки знаний, соблюдается последовательность тренировочных и проверочных работ, ведётся работа учителями по повышению качества знаний, работа над развитием логического мышления, аналогии. На различных этапах урока учителя предполагают использование дидактического раздаточного материала.
Черская Е.В., учитель биологии, химии - в начале урока сообщается тема урока, перед учащимися ставятся цели обучения; используются эффективные методы обучения на различных этапах урока – метод «Вызова», приём «Соответствие», стратегия «Кто я?»; комментируется проведение лабораторного опыта; используется интерактивное оборудование. Однако, учащиеся не активны на уроке, не проявляют иннициативы, дают односложные ответы, необходимо привлекать учащихся для формулировки вывода по проведенным опытам.
Макаренко Т.Я., учитель химии – форма урока – лекция с использованием ИКТ (презентация), в начале урока проведен фронтальный опрос, проведен демонстрационный эксперимент; учитель сам формулирует тему и цели урока; при объяснении новой темы основные понятия записываются в тетради, используется стратегия «Верно-неверно», для закрепления изученной темы проводится проверочная работа (тестовые задания) с самопроверкой. Рекомендации – давать учащимся высказываться, аргументировать свои ответы.
Подгорная Т.М., учитель географии, естествознания – перед изучением новых ем, проводится проверка домашнего задания; материал на уроках не даётся в готовом виде – используется проблемное и исследовательское изложение нового материала; активно проводится работа в группах с сообщением дескрипторов по предложенному заданию; учащиеся активны на уроках, аргументируют свои ответы. Рекомендации: привлекать учащихся к формулировке целей обучения.
Разагулова Г.Б., учитель химии - для актуализации знаний используется прием «Только минутка», в начале проводится проверочная работа с коллективной проверкой, работа в группах (проведение практической работы); используется дополнительный материал, требующий пояснения с опорой на жизненный опыт, на знание изученного материала.
Ганюшина Н.М. , учитель математики – активное использование интерактивного оборудования: для определении темы урока использован фрагмент мультфильма, презентации по теме урока, проверочные работы; повторение изученного материала в устной и письменной форме; для формативного оценивания проводятся проверочные работы; проводится работа в 11а классе по подготовке к итоговой аттестации; даются пояснения перед проведением суммативного оценивания за раздел. Рекомендации: проверка проверочных работ, должна быть обратная связь.
Бут М.В., учитель математики – создание на уроках проблемной ситуации; использование интерактивного оборудования; перед объяснением нового материала проводится фронтальный опрос; работа в группах для закрепления изученного материала; для проверки изученного материала проводится самостоятельная работа; для учащихся с ООП дана индивидуальная работа. Рекомендации: при использовании интерактивного оборудования на уроках обратить внимание на продолжительность работы.
Проверка тетрадей.
В рамках ВШК выборочно были проверены тетради учащихся по математике. В ходе проверки выявлено следующее:
Математика, 6б класс (Ганюшина Н.М.) – 15 тетрадей (19 учащихся), должна быть система оценивания 10-бальная, не «отлично», «хорошо»; со 2.10. по 13.10 (10 уроков) тетради проверены 4 раза; в тетради вклеены «Правила действий с рациональными числами» (справочный материал)
Математика, 5б класс (Ганюшина Н.М.) – 18 тетрадей (21 учащихся), обратить внимание на большой объем работы в классе (29.09., 13.10.) ), должна быть система оценивания 10-бальная, не «отлично», «хорошо».
Геометрия, 7а класс (Ганюшина Н.М.) - 15 тетрадей( 19 учащихся) – должна быть система оценивания 10-бальная, не «отлично», «хорошо»; в сентябре – тетради проверены 3-4 раза (8 уроков).
Математика, 6в класс (Бут М.В.) – 16 тетрадей (19 учащихся) – систематически не выполняется домашняя работа (Жолнерович М., Несмачная В.), не проверена тетрадь (Пятков Р.), обратить внимание на объем работы.
Алгебра, 9б класс (Бут М.В.) – 13 тетрадей (19 учащихся) - работы выполнены разной пастой (Мыржабаева С.), не все работы в тетради (Сурнава Н.), нет домашнего задания (Жаманбаев Н.).
Рекомендации:
1. Краткосрочное планирование уроков составлять на основе календарно-тематического планирования и в соответствии утвержденного расписания.
2. При наличии в классе детей с особыми образовательными потребностями включать в краткосрочное планирование в задания для учащихся с ООП.
3. Учителям, работающим в 9,11 классах включать в планы уроков задания на подготовку к итоговой аттестации.
4. Всем педагогам продолжить использовать на уроках современные педагогические технологии, с использованием различных приёмов и методов для активизации мыслительной деятельности учащихся.
5. Усилить контроль за системой учета и контроля знаний в соответствии с требованием образовательных программ, ежемесячно проверять в классных журналах организацию текущего контроля и выполнение учебных программ.