.Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа №13 отдела образования города Сарани управления образования Карагандинской области
Анализ педагогической деятельности
учителя-дефектолога инклюзивного сопровождения
за 2023-2024 учебный год
Работа учителя-дефектолога в ОШ №13 была организована согласно плану работы службы психолого-педагогического сопровождения на основании приказа утвержденного директором школы № 93 от 01.09.2023 г.
В 2023-2024 учебном году, одной из главных целей работы являлось: своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим трудности в усвоении программного материала, коррекции нарушений развития.
Содержание деятельности учителя-дефектолога направлено на решение следующих задач:
1.Формировать доброжелательное, целенаправленное преодоление трудностей поведения в учебной деятельности у учащихся.
2. Продолжить формировать и развивать пространственно-временные понятия.
3.Совершенствовать коррекционно-развивающие программы и диагностические методики.
4. Продолжить с учащимися коррекционную работу над аналитической функцией познания.
5. Продолжать совместную работу специалистов и семьи, по усовершенствованному коррекционно-развивающему плану работы.
Общее количество учащихся зачисленных на коррекционные занятия учителю-дефектологу на первое полугодие 2023-2024 года по рекомендации ПМПК составило 14 человек, на второе полугодие 2023-2024 года количество учащихся по заключению ПМПК составило 20 учащихся. Во втором полугодии 2023-2024 учебного года добавлены дополнительные 0,5 ставки учителя-дефектолога, с целью охватить весь контингент детей с особыми образовательными потребностями, обучающихся в школе на основании ходатайства №211 от 27.12.2023 в отдел образования города Сарани
Для достижения поставленной цели работа велась по следующим направлениям:
1.Диагностическое направление работы;
2.Коррекционно-развивающая работа;
3.Консультативно-просветительское и профилактическое;
4.Самообразование
- Диагностическое направление работы
В результате анализа данных, полученных в ходе дефектологического обследования проведённого в течение первых двух недель сентября, у детей в разной степени были выявлены недостатки в развитии мыслительных процессов: сниженная познавательная активность, недостаточная сформированность мотивационно-целевой основы деятельности, нарушения интеллектуальной работоспособности
По результатам данной диагностики, 14 учащихся с различными нарушениями познавательной сферы были зачислены на коррекционные занятия.
На основании количества учащихся был сформирован список учащихся посещающих коррекционные занятия учителя-дефектолога.
№ |
Фамилия, имя учащегося |
Дата рождения |
Класс |
Заключение, рекомендации ПМПК, ВКК, МСЭ |
1 |
Алпысбай Сезiм |
16.08.2016 |
1А |
ПМПК №537 от 21.06.23г Задержка психического развития.
|
2 |
Власов Иван |
18.11.2016 |
1А |
ПМПК №62147 от 12.10.22 Задержка психического развития.
|
3 |
Ярков Дмитрий |
26.03.2017 |
1Б |
ПМПК №522 от 19.06.23 Задержка психического развития.
|
4 |
Святоха Макар |
19.02.2014 |
2А |
ПМПК №474 от 16.06.23 Задержка психического развития.
|
5 |
Яновский Артур |
21.09.15 |
3А |
ПМПК №608 от 14.07.2023 Легкое нарушение интеллекта. Нарушение чтения и письма. |
6 |
Ахметова Наиля |
05.03.2014 |
3Б |
ПМПК №60/69 от 14.09.2022 Задержка психического развития. |
7 |
Бакшеев Владимир |
24.02.2013 |
4В |
ПМПК №58/62 от 09.08.2022 Легкое нарушение интеллекта |
8 |
Кайролла Айсулу |
04.12.2013 |
4В |
ПМПК №11/92 от 10.11.2022 Задержка психического развития |
9 |
Сухотерин Артем |
10.09.2011 |
6А |
ПМПК №26/46 от 20.12.2018 г. Задержка психического развития |
10 |
Пец Валерия |
|
6Б |
Легкое нарушение интеллекта |
11 |
Корнилов Николай |
24.03.2011 |
6В |
ПМПК №15/80 от 29.08. 2018 Задержка психического развития |
12 |
Мухамедьян Дәриға |
02.08.2007 |
9Б |
ПМПК №3/24 от 07.09.2017 Легкое нарушение интеллекта |
13 |
Шагиров Алим
|
25.11.2014 |
4Б |
ПМПК №.69/5 Задержка психического развития. |
14 |
Бычков Станислав |
09.06.2015 |
3В |
ПМПК №_83 от 11.10.2023 Задержка психического развития.
|
На основании полученных результатов были составлены и утверждены планы индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, расписание занятий.
После первого полугодия и в конце учебного года проведены повторные психолого-педагогические диагностики с целью: выявления особенностей динамики развития, оценивание эффективности составленного пути работы, а также спланированы примерные рекомендации относительно дальнейшего составления индивидуального образовательного маршрута. Ученик 1 «Б» класса выведен из сопровожден ия специалистами на основании заключения ВКК и заявления законных представителей решением заседания СППС №4 от 08.12.2023 года.
Во втором полугодии на основании полученного заключения в список учащихся посещающих коррекционные занятия учителя-дефектолога добавлены:
№ |
Фамилия, имя учащегося |
Дата рождения |
Класс |
Заключение, рекомендации ПМПК, ВКК, МСЭ |
1 |
Гудова Ева |
31.03.2016 |
2Б |
ПМПК № 1043 от 14.12.23г Задержка психического развития. |
2 |
Дубровский Евгений |
17.09.2014 |
3В |
ПМПК №1077 от 29.12.23 Задержка психического развития. |
3 |
Исламгулова Исмилина |
04.09.2015 |
3В |
ПМПК №1\25 от 12.01.24 Задержка психического развития. |
4 |
Ершов Виктор |
18.07.2014 |
3В |
ПМПК №1\26 от 12.01.24 Задержка психического развития. |
5 |
Денисов Алексей |
25.06.2013 |
4В |
ПМПК №82/2 от 09.10.2023 Задержка психического развития с выраженными нарушениями произвольной регуляции учебной деятельности. |
6 |
Агеев Никита |
07.02.2013 |
5В |
ПМПК №905 от 19.10.2023г Задержка психического развития. |
- Коррекционно-развивающая работа;
В интересах организации планомерной и целенаправленной коррекционно-развивающей деятельности в начале каждого полугодия и учебного года по необходимости была оформлена следующая документация:
- карта достижений
-дефектологическое представление обучающегося
-журнал посещения коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога
-список детей, зачисленных на занятия
-график рабочего временис указанием групповых и индивидуальных занятий
-годовой план работы дефектолога
-календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы
В течение 2023-2024 учебного года проводилась коррекционно- развивающая работа по коррекции имеющихся недостатков развития учебно- познавательной деятельности учащихся по направлениям:
- формирование коммуникативной компетенции;
- совершенствование зрительного восприятия, памяти и внимания;
- развитие мелкой моторики, графомоторных навыков;
- формирование словесно-логического мышления;
- формирование пространственно-временных представлений;
- формирование математического анализа и синтеза.
На каждого ученика было оформлено дефектологическое представление и заполнена карта достижений. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности было определено содержание коррекционной работы с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями в форме индивидуальных и групповых занятий. 45 минут 2 раза в неделю.
- Консультативно-просветительское и профилактическое;
В период 2023-2024 года учителем-дефектологом осуществлялась коснсультативно-просветительская деятельность с целью оказания помощи педагогам в планировании и организации работы, а также с родителями проведены консультации по ознакомлению с учебной программой и результатами работы за полугодия. По запросу родителей наиболее часто проводимые консультации осуществлялись на тему: «Об особенностях индивидуальной коррекционной работы».
Согласно утвержденному плану работы, службы психолого-педагогического сопровождения, в первом полугодии проведена квест-игра «Умники и умницы», с детьми обучающихся на бесплатном домашнем обучении и учащимися с особыми образовательными потребностями в инклюзивных классах (протокол №1 от 20.12.23). Во втором полугодии 2023-2024 учебного года была организованна выставка рисунков к предстоящему празднованию «Наурыз мейрамы» (протокол №3 от 19.03.24) с целью: формирования благоприятных условий нравственного воспитания через творческую деятельность детей.
По утвержденному руководителем образования плану работы стажерской площадки с магнитными школами города Сарани, принимала участие в организации обучающего семинара «Взаимосвязь рекомендаций ПМПК с работой СППС» длязаместителей директоров, курирующих инклюзивное образование, специалистов службы психолого-педагогического сопровождения (протокол №4 от 29.03.24 ). Основной целью данного семинара являлось повышение профессиональной компетентности педагогов службы психолого-педагогического сопровождения в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, уточнения практических знаний в организации инклюзивного образования.
- Самообразование
В течении учебного года повышала свой профессиональный уровень, в августе 2023-2024 учебного года прошла международную педагогическую олимпиаду «Пед Старт-2023» с результатом диплома 1 степени. Прошла курсы повышения квалификации в Республиканском государственном учреждении «Национальный научно-практический центр развития специального и инклюзивного образования» по теме: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе» в количестве 72 часа.
Во втором полугодии приняли участие в творческом конкурсе ко дню космонавтики с учеником 2 «А» класса Святохой М. «Космос глазами детей» в Республиканском УМЦ, по результатам конкурса получили сертификат об участии № С-89-20.
Профессиональный уровень повышался с помощью литературы для коррекционно-развивающей деятельности учителя-дефектолога.
Была изучена следующая литература:
-Елисеева И.Г. «Индивидуализация учебно-воспитательного процесса школьников с
особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе». Алматы. 2022 г.
-Психолого-педагогическая поддержка школьников с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе (уровневый подход): метод. рекомендации/сост. Елисеева И.Г., Аханова Ж.Б. -Алматы: ННПЦ РСИО, 2020. - 76 с.
-Методические рекомендации «Заключение психолого-медико-педагогической консультации как основа удовлетворения особых образовательных потребностей учащегося в общеобразовательной школе» авторы: Бакмаганбетова Б.Н., Дауыпбаева У.Т., Ержолова Ж.А.
-Бородулина, С. Ю. Коррекционная педагогика: психолого педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников: учебное пособие / С. Ю. Бородулина. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 352 с. - (Учебники, учебные пособия).
Коррекционно-развивающая работа велась по необходимым для этого направлениям. Для этого по данным первичного обследования дети были разделены на группы и тех, кто будет заниматься индивидуально со специалистом, по ведущим нарушениям. Для каждой группы, была разработана программа по коррекционному маршруту, учитывающая особые потребности входящих в неё детей, для индивидуальной работы, также были составлены программы развития для каждого ученика, согласовано и утверждено на заседании специалистов службы психолого педагогического сопровождения протокол №1 от 20.09.2023 года.
Коррекционно-развивающие занятия максимально учитывали особенности и потребности детей, и носили комплексный характер. Но, учитывая результаты итоговой диагностики, еще имеется необходимость пересмотра используемых методик и приёмов работы с детьми, а также усовершенствование или замена используемых упражнений, пересмотр некоторых заключений ПМПК к наиболее тесному взаимодействию дополнительных узких специалистов. Причиной неполноценного усвоения знаний детьми является, недостаточный уровень мотивации к обучению учащимися, а также частые пропуски образовательного процесса по разным причинам.
На заключительном заседании специалистов службы психолого педагогического сопровождения №8 составлен список детей, которые выведены из сопровождения учителя-дефектолога до получения обновленного заключения ПМПК в связи с переходом на новую ступень образования, а именно: Шагирову А., ученику 4Б класса, Бакшееву В., ученику 4В класса, Денисову А., ученику 4В класса, Кайролла А., ученица 4В класса.
Консультативно-просветительская,организационно-методическая работа велась в соответствии с должностными обязанностями и годовым планом работы, все необходимые задачи были выполнены.
На следующий учебный 2024-2025 учебный год необходимо решение следующих задач:
-Пересмотреть используемые методики и приемы в обучении детей с нарушением поведения;
-Устранить причины неполноценного усвоения знаний детьми с ООП.